Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Один визит – несколько выводов (за 15.11.2013)

Автор: Хасан Бехештипур

На прошлой неделе глава российского МИД Сергей Лавров находился с двухдневным визитом в Тегеране. Целью этой поездки было провести переговоры с президентом Исламской Республики Хасаном Рухани и министром иностранных дел Ирана Джавадом Зарифом по ряду вопросов, касающихся Ближнего Востока. На переговорах обсуждались три разные сферы ирано-российского сотрудничества – международного, регионального и двухстороннего.
1. Международное сотрудничество.
После достижения соглашений между Ираном и Западом в Женеве, визит Лаврова в Тегеран важен, в первую очередь, тем, что на данный момент Россия имеет возможность помочь ИРИ в осуществлении этих договоренностей, а также в процессе устранения разногласий, которые есть у нее и США.
После подписания женевских соглашений Израиль начал оказывать сильное давление на Америку с тем, чтобы предотвратить их ратификацию в американском Конгрессе. Сегодня очень важно, чтобы Россия сумела положительно повлиять на этот процесс. Важно, чтобы Москва предприняла шаги, которые остановят политику Израиля, поскольку выполнение женевских соглашений важно не только для Ирана, но и для других стран, которые развивают экономическое сотрудничество с Исламской Республикой. Время покажет, насколько Россия сумеет использовать данную возможность.
2. Региональное сотрудничество.
За прошедшие два года Россия с помощью Ирана сумела увеличить свое влияние и усилить роль на Ближнем Востоке. После переизбрания Владимира Путина на пост президента РФ политика России по отношению к США стала более жесткой. Путин оставил в стороне политику сотрудничества с Америкой и снова начал соперничество с ней в некоторых регионах. Россия сумела сохранить свои отношения с Ираном вне давления США, а также сумела, сотрудничая с Тегераном, остановить возможное вторжение в Сирию, которое могло иметь трагичные последствия для всего региона. Это обстоятельство стало важнейшей политической политикой в регионе. В рамках своего визита Лавров, по всей вероятности, исходя из положительного опыта в Сирии хотел добиться сотрудничества Ирана в других региональных вопросах, например, в Афганистане. Афганистан привлекает особое внимание, поскольку после выведения Американских и Европейских военных сил из этой страны в 2014 году, здесь может образоваться политический вакуум, который по всей вероятности попытаются заполнить террористы и экстремисты, которые нападут на границы Таджикистана и Узбекистана и будут подстрекать разрушительную войну в Центральной Азии и на Кавказе. Эта вероятная угроза может дойти также и до Северного Кавказа или до восточных границ Ирана. Благодаря визиту Сергея Лаврова, стало ясно, что Россия надеется, что с помощью Ирана сумеет остановить угрозу и ввоз наркотических веществ из Афганистана.
В рамках визита Лаврова также были обсуждены вопросы относительно Каспийского региона, и предстоящей встречи глав стран Прикаспия, которая пройдет в Астрахани в будущем году.
3. Двухстороннее сотрудничество.
В рамках визита Лаврова стороны пришли к согласию возобновить деятельность межправительственной российско-иранской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Эксперты двух стран также провели переговоры вокруг взаимодействия в сфере атомной энергетики и строительства новых ядерных реакторов в Иране.
Предметом переговоров двух стран все еще остается вопрос продажи ракетных систем С-300 Ирану. Россия в очередной раз предложила заменить эти ракеты альтернативными системами, однако Иран по-прежнему хочет продолжить переговоры о покупке именно С-300. После реализации этого соглашения, согласно иранской позиции, можно будет приступить к обсуждению закупок другого российского вооружения. Ясно, что проблема договора о ракетах С-300 негативно влияет на отношения двух стран, однако смягчение санкций против Ирана и текущий положительный ход переговоров между Ираном и «Большой шестеркой» дает надежду на улучшение двухсторонних отношений Ирана и России в ближайшем будущем.
Об этом свидетельствует также смена посла ИРИ в России. Посол Санайи имеет большой опыт в области ирано-российского сотрудничества, и его назначение дает надежду на активизацию отношений между двумя странами.
Сегодня Россия и Иран для усиления своего сотрудничества должны избегать повторения ошибок прошлого и строить свои отношения не вопреки кому-то, а ради себя самих. Они, наконец-то, должны освободиться от влияния политики США и Европы. В этом плане, РФ могла бы показать, что ее отношения с Ираном стабильны и неподвластны внешнему влиянию, а Иран должен продемонстрировать, что Россия для него – не дублирующий выбор, и что он обращается к ней лишь потому, что у него плохие отношения с Западом.
Итоги переговоров Лаврова с иранскими лидерами показали, что после многочисленных взлетов и падений в отношениях двух стран за постсоветский период, Москва на этот раз намерена вести с Тегераном многоплановые переговоры, и достичь с ним всеобъемлющего соглашения.
За последние 20 лет Россия сотрудничала с Ираном в ряде вопросов, касающихся Афганистана или Таджикистана, однако после решения проблемы, Исламскую Республику быстро забывала. Визит же Лаврова показывает, что на этот раз Москва серьезно настроена и ищет стратегических партнеров в Центральной Азии и на Ближнем Востоке. Если этот вывод верен, то РФ впервые за долгое время перестала вести одностороннюю политику в регионе и изменила свой подход. Тегеран, в свою очередь, не против подобного подхода с ее стороны, поскольку подобный ход событий может укрепить стабильность в регионе.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте