Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Тревожный сигнал из Астаны (за 30.05.2014)

Автор: Арам Аматуни

На саммите Высшего Евразийского экономического совета, который состоялся 29 мая в Астане, события развивались по сценарию, противоположному ожиданиям армянского общества, и в направлении усиления напряженности.
В Армении ждали, что 29 мая в Астане будет внесена ясность в вопрос членства нашей страны в Евразийском экономическом союзе, однако стало всего лишь известно о новых сроках ее вступления в это объединение. Но самое опасное и тревожное – это то, что стал также известен целый ряд новых подробностей, которые переводят ситуацию совсем в иную плоскость.
Итак, Серж Саргсян сказал, что Армения готова подписать документ о вступлении в Евразийский экономический союз до 15 июня. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что его азербайджанский коллега направил письмо (президентам России, Белоруссии и Казахстана – ПП) относительно членства Армении в ЕАС, в котором поднял проблему границ (между Арменией и Нагорным Карабахом – ПП). И на фоне этого заявления, 15 июня становится очень интересной датой, особенно, после того, как и Назарбаев, и Серж Саргсян говорили о нескольких нерешенных проблемах, связанных с присоединением Армении. Однако если армянский президент назвал срок до 15 июня, то его казахский коллега говорил об июле. Таким образом, на саммите в Астане стал вырисовываться более чем нежелательный для Еревана сценарий. Речь идет именно об Армении, то есть о государстве, обо всех нас, потому что очевидно, что под прикрытием процесса, называемого Евразийским союзом или Таможенным союзом, Серж Саргсян и система власти Армении, предоставившая ему карт-бланш, занимаются жонглированием судьбой страны.
Следует заметить, что перед визитом в Астану Серж Саргсян пригласил президента Турции посетить Ереван 24 апреля 2015 года (100-летие геноцида армян в Османской Турции – ПП). Той Турции, которая находится в центре внимания учредителей Евразийского союза, которые пытаются вовлечь ее в эту организацию. Об этом заявляли и Назарбаев в октябре прошлого года, и Путин с Эрдоганом в ноябре прошлого года в Санкт-Петербурге.
Это приглашение Сержа Саргсяна перед саммитом в Астане, по сути, является ничем иным, как своеобразным меморандумом о совместных намерениях России и Казахстана. Устами Еревана они, фактически, предлагают Анкаре вариант избавления от серьезной головной боли в преддверии столетней годовщины геноцида, и, судя по всему, взамен ожидая действенную заинтересованность Анкары в отношении Евразийского союза. Для чего им нужна эта заинтересованность, понятно: это станет, действительно, значимым политическим успехом, так как в таком случае Турцию не только «уведут» от экономического пространства Евросоюза, но Анкара станет и единственным более или менее серьезным субъектом, который будет включен в евразийский проект.
Приглашение Сержа Саргсяна, адресованное президенту Турции, по крайней мере, в том виде, в котором оно было сделано, для Армении – очень опасная инициатива, которая может завершиться вариантом «футбольная дипломатия-2». «Футбольная дипломатия-1», начало которой было положено в Москве (предпринятая в 2008 году попытка нормализации армяно-турецких отношений – ПП), по сути, была ориентирована на карабахскую проблему. Т.е. посредством нее была предпринята попытка решить карабахский вопрос под патронажем Москвы. Неслучайно, параллельно с этой дипломатией Москва сформировала известный формат тройки, в рамках которого состоялся ряд встреч Саргсян-Медведев-Алиев, которые должны были завершиться в Казани закреплением уступок со стороны Армении в урегулировании Карабахского конфликта. Армении и Карабаху удалось избежать этого сценария лишь в результате оказанной Западом поддержки Сержу Саргсяну.
Заявления Назарбаева, сделанные на саммите в Астане 29 мая, и молчание Путина на эту тему свидетельствуют о том, что и сегодня в повестке дня карабахская проблема актуальна. На этом фоне, приглашение Сержа Саргсяна, направленное президенту Турции перед поездкой в Астану, подсказывает, что и на этот раз Россия пытается продвинуть карабахский вопрос, но в более широком формате, и перспектива «футбольной дипломатии-2» выстраивается именно в рамках этого сценария.
С этой точки зрения, на саммите в Астане обозначилась полная картина той паутины, которую плели вокруг Армении последние месяцы. Она позволяет сделать вывод о том, что, в действительности, произошедшее в Астане для Армении хуже, чем вступление в Евразийский союз. Более того, возможно, прозвучит парадоксально, но это тот случай, когда подобное «невступление» (в Евразийский экономический союз – ПП), или затягивание вступления хуже, чем само вступление, которое в нынешней ситуации может показаться наименьшим из зол. Конечно, последнее может быть сказано в порядке реплики, так как выбор наименьшего из зол абсолютно неприемлем, особенно, для государств, оказавшихся перед судьбоносным решением проблемы сохранения своей независимости. Вопрос состоит в том, что власти Армении довели ситуацию до такой точки, когда, как вступление в Евразийский союз, так и невступление в него, в равной степени опасны для нашей страны. Причем, опасный срок – не до 15 июня нынешнего года, а до 24 апреля 2015 года. Особенно, если учесть то, что приглашение (президенту Турции приехать в Ереван – ПП) в период «футбольной дипломатии-1» Анкара приняла только после пятидневной (российско-грузинской – ПП) августовской войны. И не дай Бог, если для организации нового приезда турецкого президента в Армению кто-то спровоцирует на Кавказе очередную войну.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте