Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Между минимумом и максимумом

Автор: Пресс-папье

Как показывают события последнего времени, сроки вступления Армении в Евразийский экономический союз отодвигаются. Первоначально официальный Ереван говорил о дате 29 мая, когда в Астане должен был состояться учредительный саммит ЕАЭС. Затем, после подписания в казахстанской столице договора о создании Евразийского экономического союза, было опубликовано решение саммита, в котором президенты России, Белоруссии и Казахстана договорились о том, что до 1 июля должен быть подготовлен соответствующий документ по вступлению в ЕАЭС Армении. Однако и этот срок оказался неокончательным. А на днях премьер-министр страны Овик Абрамян назвать точную и фиксированную дату вступления страны в Евразийский экономический союз затруднился.
Таким образом, история с членством Армении в этом союзе уже начинает напоминать телевизионный сериал с элементами интриги и не угасшими окончательно надеждами на счастливый конец. И если официальный Ереван всё-таки подойдет к непосредственному подписанию документа о своём вхождении в ЕАЭС, то, скорее всего, мы будем свидетелями продолжения той же «мыльной оперы», но уже в новом сезоне, с новыми актёрами и новой, неожиданной интригой и развязкой.
Начало евразийской «эпопеи» Армении было дано 3 сентября прошлого года, когда после переговоров в Москве с Владимиром Путиным президент Серж Саргсян неожиданно заявил о том, что Ереван решил присоединиться к Таможенному союзу и включиться в процесс формирования Евразийского экономического союза. Это означало, что он отказывается от запланированного парафирования в ноябре того же года в Вильнюсе уже готовых соглашений с Европейским союзом об ассоциации и глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли. Т.е. Армения, практически, прервала переговоры с этой организацией, которые длились более трёх с половиной лет.
Осенью 2013 года подобный крутой внешнеполитический разворот официальный Ереван и многие армянские политики и эксперты связывали не с экономическими, а политическими факторами, в частности, с вопросом национальной безопасности страны. Говоря конкретно, речь шла о Нагорном Карабахе. В Ереване вполне резонно посчитали, что при интеграции Армении в ЕС, пусть и в формате ассоциированного соглашения, Европа не сможет гарантировать безопасность не только самой Армении, но и Нагорно-Карабахской Республики. Об этом, кстати, говорили и сами еврочиновники.
Между тем, как известно, Армения и Россия являются стратегическими союзниками, как на двусторонней основе, так и в рамках ОДКБ. И членство в экономическом союзе под эгидой Москвы станет естественным продолжением военно-политического союза между Ереваном и Москвой. В подобном раскладе, Кремль, безусловно, является гарантом безопасности и Армении, и Нагорного Карабаха.
К тому же, в Ереване не скрывали своего желания стать совместно с Россией, Белоруссией и Казахстаном соучредителями Евразийского экономического союза. Вот почему Армения ускоренными шагами шла сначала в Таможенный, а затем и в Евразийский союзы. Была разработана «дорожная карта» по гармонизации законодательства Армении с нормативно-правовой базой ТС и Единого экономического пространства, а также подписана «дорожная карта» по вступлению в Таможенный союз. Быстрые темпы удивляли многих высокопоставленных российских чиновников. К примеру, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Армении Иван Волынкин утверждал: «Откровенно говоря, мы не ожидали, что Армения настолько быстро будет двигаться в направлении Таможенного союза». И вот, когда многим в Ереване казалось, что страна не просто вступит в ЕАЭС, но даже станет его соучредителем, данный процесс внезапно стал пробуксовывать.
В течение нескольких месяцев в различных средствах массовой информации периодически появлялась информация о том, что Белоруссия и Казахстан весьма сдержанно относятся к присоединению Армении к евразийским интеграционным проектам. Более того, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев заявляли, что у них существует особое мнение по этому поводу. Это «особое мнение» было публично высказано 29 мая в Астане, где президенты РФ, РБ и РК подписали Договор о создании Евразийского экономического союза, который начнет функционировать с 1 января 2015 года на базе Таможенного союза.
Отметим, что руководство Армении, которое провело всю необходимую подготовительную работу по членству в ЕАЭС, в принципе, было готово к подписанию этого договора уже в казахстанской столице. Однако после известного публичного заявления Нурсултана Назарбаева соответствующее решение было отложено. Формальным поводом для «особого мнения» Казахстана стала Карабахская проблема, точнее, вопрос конкретизации границ Армении при вступлении в ЕАЭС. То есть, Назарбаев однозначно дал понять, что при принятии Еревана в этот союз необходимо учитывать интересы Азербайджана и вступать в ЕАЭС без НКР. Получается, что Астана и Минск связывают вопрос присоединения Армении к евразийским интеграционным процессам с урегулированием Карабахского конфликта.
Между тем, очевидно, что препятствия в отношении Армении всё-таки направлены, в первую очередь, против Москвы, которая весьма заинтересована в принятии своего стратегического союзника в новое экономическое объединение. По утверждению политолога Арега Галстяна, «Минск и Астана недовольны тем, что определённые политические решения принимаются по инициативе Москвы, которая воспринимается международным сообществом как гегемон в рамках Таможенного союза. В контексте принятия Армении, Назарбаев и Лукашенко решили продемонстрировать, что Россия в вопросе принятия политических решений монополистом не является».
К тому же Минск и Астана понимают, почему Москва желает видеть Армению в ЕАЭС. Во-первых, чтобы в лице Еревана иметь для себя стопроцентный дополнительный голос при принятии решений в рамках нового союза. Во-вторых, соображения Кремля в отношении Армении связаны отнюдь не с экономическими, а, исключительно, с геополитическими и военно-политическими факторами. И, в-третьих, Армения как государство-соучредитель Евразийского экономического союза могла бы иметь несравненно большие прав, по сравнению с тем, если она станет очередным членом организации. Например, будет иметь право вето в вопросе членства других стран, скажем, Азербайджана.
Очевидно, что эти обстоятельства не могут нравиться Минску и Астане, которые имеют прекрасные отношения с Баку. К тому же, в обмен на присоединение Еревана к евразийскому процессу, они стремятся получить преференции от России по интересующим их вопросам.
Тем не менее, как утверждают информированные источники, вопрос Нагорного Карабаха, судя по всему, уже не будет обсуждаться в контексте присоединения Армении к ЕАЭС. Тем самым, «выпадает» поднятый Алиевым и Назарбаевым вопрос границы между Арменией и Нагорно-Карабахской Республикой. Армянский лидер на днях заявил, что «Армения присоединится к Таможенному союзу России, Казахстана и Белоруссии в рамках признанных ею же границ, так же как на протяжении 20-23 лет вступала в другие международные организации». В то же время Серж Саргсян заметил: «Правда состоит в том, что Армения имеет особые отношения с Нагорно-Карабахской Республикой. Неправильно ставить под сомнение тот факт, что НКР является независимой республикой. Да, исходя из определенных и четких соображений, мы не признали независимость НКР, я с этим на сто процентов согласен. Да, другие тоже не признали, исходя из этих соображений. Это реальность, в этом вся суть вопроса».
Появилась информация о том, что по этому вопросу Москве удалось договориться с Лукашенко, Назарбаевым и Алиевым. На каких условиях это произошло, неизвестно. Между тем не кажется нереальным и начало в недалёком будущем процесса вовлечения в евразийские структуры также Баку. Тогда уже вопрос Нагорного Карабаха, вообще, и его урегулирования, в частности, может быть поднят уже в совершенно ином политическом контексте.
Тем временем, на пути вступления Армении в Евразийский экономический союз появилось новое препятствие. По сообщению информационных агентств, после последнего заседания совета Евразийской экономической комиссии в Сочи вице-премьер России Игорь Шувалов заявил, что при вступлении в ЕАЭС Армении нужно будет начать переговоры со Всемирной торговой организацией о компенсациях. По его словам, Армения должна будет присоединиться к единому таможенному тарифу, который сегодня действует на территории России, Белоруссии и Казахстана: «Это будет отличаться от ее обязательств, которые она сама принимала на себя в рамках ВТО. Поскольку для торговых партнеров Армении ситуация меняется, то ей, по процедуре ВТО, нужно будет начать переговоры с партнерами».
Речь идёт о том, что по ряду товарных позиций ставки пошлин Армении, согласованные при вступлении этой страны в ВТО, ниже ставок единого таможенного тарифа, применяемых странами-членами нынешнего ТС и будущего ЕАЭС. Получается, что ведущиеся Ереваном на протяжении нескольких месяцев переговоры с ЕАЭС по поводу получения льготных таможенных пошлин на более чем 900 наименований товаров, так и ни к чему и не привели. Иными словами, Армении ставятся новые условия для присоединения к евразийским интеграционным проектам – на сей раз, Россией.
Почему же сроки вступления Еревана в ЕАЭС откладываются? Складывается впечатления, что Москва уже не так активно лоббирует армянские интересы в этом вопросе, хотя по-прежнему желает видеть её в этом союзе. Ведь программу-минимум Россия выполнила ещё в сентябре прошлого года, когда Ереван решил отказаться от ассоциации с Евросоюзом и вступить в Евразийский экономический союз. Что же касается программы-максимум, то, возможно, теперь у Москвы появились новые геополитические приоритеты (Украина, например), и Армения может «немного подождать». Ведь у нее в нынешней ситуации уже нет другого выбора.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте