Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Односторонняя инициатива

Автор: Пресс-папье

Конец июля - начало августа стал в регионе карабахско-азербайджанского противостояния самым драматичным периодом с момента подписания перемирия в мае 1994 года. Ситуация обострилась настолько, что речь уже шла о возобновлении крупномасштабного вооружённого столкновения.
По мнению Еревана и Степанакерта, виновником нового витка противостояния на границах Азербайджана с Нагорным Карабахом и Арменией является Баку, который, нарушив в очередной раз режим прекращения огня, провел внезапную диверсионную операцию против Сил самообороны Нагорного Карабаха. С армянских позиций последовал жесткий силовой ответ сразу по нескольким направлениям на линии соприкосновения, а также на границе между Арменией и Азербайджаном. И хотя азербайджанские войска попытались вновь активизироваться, однако им этого сделать не удалось. В результате, более трёх десятков убитых военнослужащих со стороны Азербайджана и не более 6-7 – с армянских сторон.
Все заинтересованные мировые геополитические игроки вероятность новой войны на Южном Кавказе восприняли очень серьёзно. Последовали соответствующие заявления внешнеполитических ведомств стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ – России, США и Франции, а также их коллег из Грузии, Ирана и Великобритании. Свою озабоченность высказали и международные организации - ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО. Судя по всему, именно международный резонанс привёл к нынешней частичной деэскалации на линии соприкосновения. Так как до окончательного урегулирования Карабахского конфликта ещё очень далеко, никто не может гарантировать, что в будущем подобные кровавые инциденты не будут повторяться.
Впрочем, есть один влиятельный геополитический игрок, который сегодня может, во всяком случае, усадить лидеров конфликтующих сторон за стол переговоров. Это Россия. Владимир Путин пригласил президентов Армении и Азербайджана, Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева 8-9 августа в Сочи для переговоров по Нагорно-Карабахскому урегулированию. Как утверждает министр иностранных дел России Сергей Лавров, «будем говорим с нашими партнёрами из Азербайджана и из Армении о том, как можно с нашей стороны, со стороны Минской группы ОБСЕ, сопредседателей, прежде всего, помочь укреплению доверия и снижению рисков конфронтации».
Сегодня Москва очень заинтересована в том, чтобы обстановка на Южном Кавказе оставалась под её геополитическим контролем. В ситуации, когда на Украине, по существу, идёт гражданская война, в которую она косвенно вовлечена, Россия никак не хочет оставить «без присмотра» данный регион, так как следующей «болевой точкой» для Москвы в её геополитическом противоборстве с США и Европой, очень вероятно, может стать именно Южный Кавказ. Потеряв рычаги влияния на Карабахский конфликт, она может потерять весь регион, имеющий большое геостратегическое значение. Вот почему Россия делает всё возможное, чтобы единолично определять правила игры в Нагорном Карабахе. Этим можно объяснить тот факт, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ, судя по сообщениям СМИ, не будут присутствовать на встречах Путина с Саргсяном и Алиевым. И хотя формат сопредседателей Минской группы ещё действует, однако необходимо учитывать, что из-за конфликта на Украине взаимоотношения России с США и Западом в последнее время настолько ухудшились, что говорить о совместных эффективных посреднических усилиях по Карабахскому урегулированию сегодня вряд ли серьёзно.
Таким образом, нынешняя инициатива Москвы по Карабаху явно носит односторонний характер. У неё как у геополитического центра силы на Южном Кавказе по-прежнему имеется множество рычагов воздействия, как на Армению, так и на Азербайджан. Ереван – военно-политический союзник Москвы по ОДКБ, на территории Армении дислоцирована российская военная база, большинство экономических мощностей страны принадлежит российским компаниям, в скором времени республика станет членом Евразийского союза. Баку же – крупнейший торгово-экономический партнёр РФ на Южном Кавказе. В последние годы Москва развивает военно-техническую составляющую в своих взаимоотношениях с Азербайджаном: она уже продала ему оружия на 4 млрд. долларов. Так что, при возобновлении войны она будет стоять перед непростым выбором: поддержать своего единственного союзника в регионе – Армению или же быть нейтральной, учитывая, по образному выражению одного армянского аналитика, свою военно-коммерческую любовь к Азербайджану.
Как представляется, основная цель Владимира Путина в Сочи, как минимум, добиться фиксирования нынешнего статус-кво: подписание договорённостей о новых мерах по стабилизации ситуации на линии соприкосновения между Нагорным Карабахом и Азербайджаном. В противном случае, наряду с продолжающимися гражданскими войнами в Сирии и на Украине, углубляющимся кризисом на Ближнем Востоке мир получит очередной военный конфликт, теперь уже на Южном Кавказе. И так как этот регион является одной из зон жизненных интересов России, именно ей придётся «разруливать» ситуацию. Вряд ли Москве сегодня нужна очередная серьёзная геополитическая проблема у своих границ, да ещё и с непредсказуемыми последствиями.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте