Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Есть ли перспективы у карабахского посредничества Керри?

Автор: Пресс-папье

За инициативой американской дипломатии усадить на полях саммита НАТО в Уэльсе 4-5 сентября за стол переговоров президентов Азербайджана и Армении многие эксперты усмотрели попытку США перехватить инициативу посредничества в Карабахском урегулировании у России.
Впервые после почти годичной паузы во встречах президентов Азербайджана и Армении, их переговоры организовал 10 августа в Сочи глава РФ Владимир Путин. Причем, на эту встречу не были приглашены партнеры по сопредседательству в Минской группе ОБСЕ – дипломаты США и Франции. В этом смысле, организованная в Уэльсе при посредничестве госсекретаря США Джона Керри встреча оказалась «реваншем» американцев, поскольку на сей раз на переговоры не была приглашена российская сторона.
После встречи в Ньюпорте, от официального Баку пошли оптимистичные сигналы. В оценках же из Еревана проскальзывают ноты недовольства, как самой встречей президентов, так и итоговой декларацией саммита НАТО, в которой Саргсяну пришлось подписаться под документом о признании территориальной целостности Азербайджана в числе других постсоветских стран – Грузии, Украины, Молдавии и самой Армении.
Вместе с тем, азербайджанские аналитики признают, что, несмотря на возможное тактическое преимущество, полученное Азербайджаном в мирном процессе, о кардинальном переломе в Карабахском урегулировании говорить не приходится. Ведь ситуация в регионе такова, что ни один из мировых центров силы не способен единолично принимать решения по ключевым политическим проблемам, и без консенсуса не обойтись. В этом смысле, с учетом союзнических отношений между Арменией и РФ и особых интересов Москвы в регионе Южного Кавказа, ожидать, что Кремль «сдаст» Ереван было бы наивно.
Тем не менее, дипломатическая активность США может повлиять на позиции сторон в дипломатической борьбе с целью завоевания поддержки в различных международных форматах и принести им дивиденды в «позиционной дипломатической войне».
Примечательно, в этом плане, заявление С. Саргсяна на заседании правящей Республиканской партии Армении сразу после возвращения из Уэльса. Он призвал своих сторонников, гражданских активистов Армении активизировать свои международные связи и использовать их для борьбы с Азербайджаном, который «усиливает свою пропаганду на международной арене».
«Справедливости ради, я должен отметить, что в некоторых случаях это ему (Азербайджану) удается, имея в виду обсуждение карабахского вопроса на саммитах НАТО, а также на Парламентской ассамблее Совета Европы», - сказал Серж Саргсян, подчеркнув, что армянская сторона должна суметь сохранить Карабахское урегулирование в формате Минской группы ОБСЕ.
«Возможности нашего противника увеличиваются, его работа активизируется, и в этой ситуации, мы не вправе сохранять пассивность», - далее отметил он.
В Баку же итогами саммита НАТО и встречей при посредничестве Керри довольны. По словам главы МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова, «госсекретарь США поставил вопрос так, что хочет глубоко изучить процесс урегулирования конфликта, чтобы США знали, в каком направлении следует вести работу».
«Он озвучил пожелание того, чтобы Азербайджан и Армения вместе с сопредседателями приступили бы к более предметной работе над проектом большого мирного соглашения. Конечно же, большое соглашение будет базироваться на «мадридских принципах», - продолжил азербайджанский министр.
Отметим, что Азербайджан в последние годы настаивает на начале работы над большим мирным соглашением и отражением в нем уже согласованных вопросов, и, параллельно, на продолжении переговоров по спорным проблемам. В Баку полагают, что этот процесс лишит Армению возможности отказаться от уже обговоренных вопросов, поскольку в таком случае, в глазах мирового сообщества Ереван будет выглядеть «недоговороспособной стороной».
Армения же предпочитает следовать принципу: «Не согласовано ничего, пока не согласовано всё», уклоняясь брать на себя обязательства по деоккупации территорий вокруг НК.
Между тем, в развитие встречи при посредничестве Керри, в ближайшие дни ожидается визит в регион американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Джеймса Уорлика.
«Мы договорились провести в конце сентября в рамках Генассамблеи ООН в Нью-Йорке встречу на уровне министров иностранных дел», - сообщил Мамедъяров.
Некоторые эксперты в Баку полагают, что за американской дипломатической активностью в Карабахском урегулировании кроется обеспокоенность США усилением российского влияния в регионе.
«После аннексии Крыма и событий на юго-востоке на Украине у США и в целом у Запада возникли опасения, что Москва может аналогичным образом активизироваться и в других регионах постсоветского пространства, в частности, на Южном Кавказе. Одним из рычагов ее давления на страны региона является Карабахский конфликт. При этом если Армения полностью следует в фарватере политики России, то Азербайджан позволяет себе маневры и политику баланса. Однако после решительных действий РФ в Крыму и на юго-востоке Украины Азербайджан, почувствовав угрозу своей безопасности, также мог бы пойти на сближение с Россией. Вероятно, понимая это, США дабы не допустить дрейфа богатого энергетическими ресурсами и имеющего выгодное геополитического расположения Азербайджана в сторону Москвы, решили активизировать усилия в Карабахском урегулировании, причем, с некоторым креном в сторону интересов Баку», - считает член Азербайджанского национального общественного комитета по евроинтеграции Тогрул Джуварлы.
«Посредничество Керри, спустя несколько недель после встречи в Сочи, является не чем иным, как попыткой, если и не полностью вырвать инициативу из рук России, то хотя бы выставить ей противовес», - продолжил эксперт.
По его словам, в условиях, когда Армения полностью принимает условия, выдвигаемые Россией и идет в Евразийский экономический союз, Запад все более будет считаться с интересами Азербайджана, вносящего вклад в энергобезопасность Европы.
«Это будет усиливать позиции Азербайджана в карабахском вопросе в форматах различных региональных и международных организаций. На саммите НАТО мы уже стали свидетелями этого, когда в итоговую декларацию был включен пункт о поддержке территориальной целостности Азербайджана, наряду с Грузией, Украиной, Молдовой и самой Арменией. Ереван не имеет никаких угроз своей территориальной целостности, и включение Армении в этот список было вопросом этикета. Но вынужденное голосование Арменией за этот документ было для Еревана большим конфузом, поскольку, косвенно, он призвал и НК частью Азербайджана. Поэтому Армения и цепляется за формат Минской группы ОБСЕ, поскольку участие в ней России нейтрализует любую угрозу интересам Еревана. Там где нет России, Армении приходится туго», - полагает Джуварлы.
Однако глава Центра мира и урегулирования конфликтов Эльхан Мехтиев скептически относится к перспективам единоличного посредничества США в целом, и идеи начала подготовки большого мирного соглашения, в частности. По его мнению, без согласования ключевых вопросов урегулирования проект большого соглашения будет всего лишь набором пожеланий. Мехтиев также полагает, что Армения без России не станет подписывать никакого соглашения.
«И вообще, решение Карабахского конфликта больше зависит не от Джона Керри, а, скорее всего, от Владимира Путина. Но российский президент сейчас занят другим вопросом – Украиной!» - полагает Мехтиев.
Отметим, что, несмотря на разнящиеся интересы России и Запада, в нынешней ситуации их позиции совпадают в том, что главное – не дать вновь воспламениться Карабахскому конфликту, поскольку у мировых центров влияния и без того хватает проблем. Неслучайно главным сигналом посредников, будь то в Сочи, или в Ньюпорте, была необходимость сохранения режима прекращения огня и отказ от эскалации напряженности на фронте. И стороны конфликта вынуждены считаться с этим. В то же время, они не готовы к компромиссам, серьезно отодвигающим их от исходных позиций.
Специалист по Кавказу, автор книги о Карабахском конфликте «Черный сад», эксперт Фонда Карнеги Томас де Ваал считает, что за прошедшие 20 лет достижения режима прекращения огня в Карабахском конфликте «ничего не поменялось».
«Ни на уровне президентов, ни на уровне обществ нет реальных обсуждений по сути урегулирования конфликта», - считает де Ваал.
«До тех пор, пока сами стороны, а, точнее, их элиты не проявят волю и не выразят искреннее намерение договариваться между собой и идти на взаимные, причем, на первый взгляд, болезненные компромиссы, мировые державы будут успешно манипулировать ими, и от этого будут проигрывать народы двух стран», - в свою очередь, считает азербайджанский активист гражданского общества, участник проектов по линии «народной дипломатии», который пожелал остаться неназванным.
Он также скептически оценил перспективу американского посредничества, напомнив, что аналогичная миссия Колина Пауэлла в 2001 году и уединенные переговоры лидеров двух стран на острове Ки-Уэст завершились ничем.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте