Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

«Тройка» решила не зацикливаться

Автор: Пресс-папье

10 октября в Минске на заседании Высшего совета Евразийского экономического союза был подписан договор о присоединении к ЕАЭС Армении. Таким образом, эта страна становится четвёртой в списке государств-членов нового союза.
Процесс подключения Еревана к ЕАЭС был долгим и тернистым. Он начался 3 сентября прошлого года, когда после почти 4 лет переговоров с Евросоюзом об ассоциации и глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли президент Серж Саргсян отказался от парафирования этих документов и, более того, заявил о решении Армении присоединиться к Евразийскому экономическому союзу.
Хотя официальный Ереван и продемонстрировал большое желание стать вместе с Москвой, Минском и Астаной соучредителем ЕАЭС, однако даже в том, что касалось хотя бы его членства в данном союзе, Армения столкнулась с серьёзными проблемами. По большому счету, их было две.
Первая из них, учитывая неразрешённость Карабахского конфликта, связана с вопросом о том, в каких границах Армения станет членом ЕАЭС, с Карабахом или без него? Его неоднократно поднимал, в основном, с подачи президента Азербайджана, Нурсултан Назарбаев.
Вторая проблема обусловлена возможностью для Еревана получить право на льготный таможенный режим для более 800 наименований товаров. Как известно, Армения – член Всемирной торговой организации, и её экономика, по сравнению с нынешними членами ЕАЭС, более либеральная и ориентирована на импорт. Здесь таможенные пошлины значительно ниже, чем в России, Белоруссии и Казахстане, и поэтому единый подход в этом вопросе мог бы привести к значительному повышению цены на многие импортируемые товары, что, соответственно, повлияло бы на резкое снижение жизненного уровня населения страны.
Судя по тексту проекта Договора о вступлении Армении в Евразийский экономический союз, который был опубликован МИД страны в канун подписания данного документа, описанные проблемы, в той или иной степени, были решены.
Армения станет членом нового союза, как это случилось при её вступлении в другие международные организации, в рамках своих международных признанных границ, т.е. без Нагорно-Карабахской Республики. Так как НКР после выхода из состава Азербайджана является самопровозглашенным независимым государством, в настоящее время не признанным ни одной страной мира, в том числе, и Арменией и не является частью последней, таможенная граница будет проходить, фактически, между Арменией и Нагорным Карабахом. Однако очевидно, что таможенные пункты в рамках Евразийского экономического союза, если они, действительно, будут созданы, будут иметь формальный характер. Ведь общеизвестно, что Армения и НКР составляют единое политическое, экономическое, военное и культурное пространство, и Ереван ни при каких обстоятельствах не согласится иметь официальные таможенные барьеры с Карабахом. Необходимо учитывать, что отказ Еревана от ассоциации с Евросоюзом и согласие на вхождение в ЕАЭС во многом было обусловлен тем, что нахождение Армении в евразийском пространстве является главным залогом политической и экономической безопасности НКР. Таким образом, очевидно, что евразийская «тройка» при вступлении Армении в ЕАЭС на карабахском вопросе решила всё-таки не «зацикливаться».
Однако подобный выход из сложной ситуации вряд ли связан только с принципиальной позицией официального Еревана. Нельзя исключать, что здесь сыграло роль и следующее обстоятельство. Долгое и методичное муссирование, в большей степени Назарбаевым и, в меньшей, Лукашенко, проблемы официальной фиксации армяно-карабахской границы с полным функционированием таможенных пунктов, могло рано или поздно привести к проблемам и для самой России. Речь идёт о «международно признанных границах». Ведь Москва имеет общее политическое, экономическое, военное и культурное пространство с Абхазией и Южной Осетией. Не говоря уже о Крыме, воссоединение с которым России не признано ни одним государством (в их числе, Белоруссия и Казахстан). Можно только догадываться, что в результате конфиденциальных переговоров в рамках ЕАЭС в контексте карабахской проблемы, были отодвинуты на задний план, мягко говоря, «щепетильные» для Астаны и Минска отношения Москвы с Сухуми, Цхинвали и Симферополем.
«Закрытие» темы Нагорного Карабаха придало такую уверенность представителям армянского руководства, что один из них, председатель постоянной комиссии Национального Собрания по международным отношениям Артак Закарян заявил: «Как таковой таможенной границы между Арменией и Нагорным Карабахом, быть не может. Согласно тексту договора (о вступлении Армении в ЕАЭС – ПП), таможенные пункты предусматриваются только между официально признанными государствами».
Что же касается другой проблемы – таможенных пошлин, то для Еревана предусматривается льготный режим в течение 4-5 лет для более чем 800 товаров, а ещё для 300 наименований товаров растаможка будет производиться по сравнительно низким таможенным тарифам.
Между тем, долгая неопределённость в процессе вступления Армении в ЕАЭС привела к тому, что число одобряющих этот шаг жителей страны за последние полтора года уменьшилось. Согласно соцопросу, проведённому организацией Gullap International, если в апреле 2013 года за евразийскую интеграцию выступало 67% респондентов, то уже в августе нынешнего это число уменьшилось до 57%. Очевидно, что со вступлением в ЕАЭС количество сторонников этого союза серьезно увеличится, так как общественность страны, которая в большинстве своём симпатизирует Москве, воспринимает создающийся союз как серьёзны шаг по углублению армяно-российских отношений.
Вступление Армении в ЕАЭС, однозначно, поддерживают почти все влиятельные политические силы, считая, что в условиях, когда Армения является военно-политическим союзником России, это единственно правильный геополитический выбор. Речь идёт как о правящей Республиканской партии, так и невластных партиях – «Процветающая Армения», «Армянский национальный конгресс», АРФ «Дашнакцутюн» и «Страна законности».
В то же время в Ереване все понимают, что Армения смогла вступить в Евразийский союз при активной поддержке России. В противном случае, ни Минск, ни, тем более, Астана на это бы не согласились. Уже сегодня между членами ЕАЭС просматривается множество проблем, среди которых, основным является явное нежелание Белоруссии и Казахстана уступать РФ лидирующую роль на постсоветском пространстве. В подобной ситуации, расширение ЕАЭС играет только на руку Москве. Тем более это касается членства Армении. Имея в виду ее незначительный экономический потенциал, вовлечение этой страны в единое евразийское пространство – это всё-таки больше геополитический проект. И вовсе не исключено, что если членство Армении в этом плане оправдает себя, к процессу евразийской интеграции будут подключены и другие страны Закавказья – Азербайджан и Грузия. Тем самым, с помощью Евразийского экономического союза Москва может вновь занять доминирующие позиции в этом стратегически важном регионе.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте