Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Владимир Путин: «Немедленно отремонтируйте эту дорогу, нам нужна еще одна дорога, ведущая в Грузию» (за 22.10.2014)

Автор: Ираклий Аладашвили

В последнее время вновь актуальным стал вопрос прокладки автомобильной дороги из Дагестана в Кварельский район, что вызвало далеко неоднозначную реакцию, как в Грузии, так и в Дагестане.
Пешеходная тропа с Северного Кавказа через Главный Кавказский хребет существовала еще с середины XIX-го века. Для царской России она имела стратегическое значение, поскольку в случае вторжения Османской империи на Южный Кавказ, эта дорога позволяла оперативно перебросить на юг части Российской армии.
В 70-80-е годы двадцатого столетия Российская Федерация поддерживала связь с республиками Южного Кавказа посредством четырех основных транспортных коридоров: в Абхазии (по автомобильному и железнодорожному мостам через реку Псоу), в Цхинвальском регионе (Южная Осетия – ПП) (через Рокский автомобильный тоннель), по Военно-Грузинской дороге через Ларс и со стороны Азербайджана (по пролегающим по берегу Каспия автомобильной и железнодорожной магистралям).
В 90-е года, вследствие затеянной против Грузии войны, транспортные линии через Псоу и Роки частично закрылись, и основную нагрузку приняла на себя Военно-Грузинская дорога. Именно в это время, в 1996 году, дагестанский бизнесмен Магомед Кебедов на свои деньги проложил 55 километров грунтовой дороги между Аварией (Россия – ПП) и Кахетией (Грузия – ПП), из них, 36 километров по грузинской территории. По дороге курсировали автомобили высокой проходимости, которые осуществляли контрабанду топлива. В 1997 году эту дорогу закрыли пограничники.
Перед началом второй чеченской войны (осенью 1999 года) активные боевые действия развернулись в Дагестане, в Ботлихском районе, именно на территории, прилегающей к этой дороге. Пришедший в то время к власти, сначала в качестве премьер-министра, а затем исполняющего обязанности президента, Владимир Путин хотел не то, чтобы открыть эту дорогу, а надежно закрыть ее с тем, чтобы вооруженные отряды Шамиля Басаева и Хаттаба не пополнились новыми силами из Грузии и Азербайджана. Но в начале 2008 года ситуация радикально изменилась, когда Путин с помощью Рамзана Кадырова фактически смог подавить патриотическое движение, боровшейся за независимость Чечни, и занялся Грузией.
4 февраля 2008 года президент России неожиданно приехал в Дагестан и проинспектировал Ботлихскую 33-ю горную бригаду. Там перед телекамерами он произнес историческую фразу, которая до сих пор не потеряла с вою актуальность: «Немедленно отремонтируйте эту дорогу, нам нужна еще одна дорога, ведущая в Грузию». Тогда, в начале 2008 года, когда противостояние между Москвой и Тбилиси с каждым днем все больше обострялось, такое заявление первого лица России было воспринято как реальная угроза. К сожалению, нам так и не удалось избежать войны с РФ, но связующая Дагестан и Кахетию дорога тогда осталась не у дел.
Сегодня активизация этой темы – заслуга дагестанских чиновников. Они провели в Махачкале «круглый стол», где заявили, что прокладка 83-километрового отрезка дороги Дагестан-Кахетия обойдется в 28-32 млн. рублей, а это маршрут свяжет между собой Махачкалу и Тбилиси, расстояние между которыми составляет 470 километров. При прокладке 83-километрового отрезка дороги придется построить 5 тоннелей, 25 мостов и 7 лавинозащитных галерей.
Высказанное Путиным 6 лет назад пожелание и сегодня сохраняет свою актуальность, поскольку восстановление дороги, связывающей Дагестан и Кахетию, позволит Кремлю воплотить в жизнь замысел 200-летней давности – оперативно перебрасывать в Восточную Грузию российские военные соединения, в том числе, и бронетехнику.
Существует еще один весомый аргумент против открытия дороги Дагестан-Кахетия. Участившиеся в последнее время вбросы информации об участии жителей Панкисского ущелья в движении «Исламское государство» увеличивает угрозу того, что Кремль использует этот фактор в качестве повода для проведения в Панкисском ущелье антитеррористической операции, т.е. сделает то, чего мы с трудом избежали в 2001-2002 годах, когда сумели своевременно вывести оттуда отряд Гелаева (чеченский полевой командир – ПП).

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте