Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

«Конфиденциальные переговоры» в ожидании «положительной динамики»

Автор: Пресс-папье

В последние недели вновь актуальным стал вопрос восстановления стратегически важного абхазского участка железной дороги Москва-Тбилиси-Ереван. Сейчас поезда со стороны России ходят лишь до Сухуми.
После недавнего подписания президентами России и Абхазии договора о союзничестве и стратегическом партнёрстве Владимир Путин заявил: «Считаем возможным вместе с другими партнерами подумать и, при общем согласии, реализовать такой проект, например, как транзитное железнодорожное сообщение в направлении Сухуми, Тбилиси и далее на Армению. Полагаем, что реализация проектов подобного рода будет, безусловно, способствовать созданию условий для развития сотрудничества между всеми заинтересованными сторонами в регионе».
Тем самым, впервые за многие годы о возможности разблокирования Абхазской железной дороги говорят не только эксперты или чиновники, ответственные за транспорт – эту идею озвучивает российский президент.
Долгие годы о восстановлении этого маршрута не было и речи. Однако в 2013 году, после своего прихода к власти, премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили заявил: «Мы готовы разрешить вопрос работы данного железнодорожного сообщения в максимально короткие сроки». Однако до реализации этого обещания дело так и не дошло. Этому активно противодействовали Анкара и Баку. При осуществлении «абхазского проекта» под большим вопросом оказалась бы эффективность эксплуатации железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку. К тому же при подобном развитии событий Армения, по сути, вышла бы из экономической блокады со стороны тех же Турции и Азербайджана, что, естественно, не входит в их геополитические планы. После переговоров с лидерами этих государств Иванишвили заявил, что для реализации проекта открытия абхазского участка железной дороги необходимо подготовить общественное мнение, тем самым, по сути, закрыл данную тему.
Сыграла свою роль и, безусловно, отрицательная позиция Соединённых Штатов. Ведь восстановление сквозного железнодорожного сообщения через Абхазию означает ещё больший рост влияния Москвы на Южном Кавказе. Более того, при таком развитии событий, американские планы по открытию границы между Турцией и Арменией, в том числе, железнодорожного сообщения, могли бы оказаться перед серьёзным вопросом.
Если заявление Владимира Путина о вероятности полной реанимации Абхазской железной дороги осуществится, это может иметь серьёзные геополитические и экономические последствия. Во-первых, углубятся российско-грузинские торгово-экономические связи, что, безусловно, приведёт к улучшению всего комплекса отношений между Москвой и Тбилиси. Не говоря уже о многомиллионных доходах, которые может ожидать Грузия от транзита через свою территорию. Кстати, как свидетельствуют социологические исследования, идею о перезапуске Абхазской железной дороги поддерживают 63% жителей Грузии, а всего 13% высказываются «против».
Во-вторых, откроется самый короткий и, с экономической точки зрения, самый дешёвый сухопутный маршрут из России в Армению. А это означает реальное улучшение армянской экономической ситуации и возможность более эффективного сотрудничества Еревана с Россией, Белоруссией и Казахстаном в рамках Евразийского экономического союза.
В-третьих, открывается возможность стабильного и бесперебойного снабжения дислоцированной в Армении 102-й российской военной базы. Как следствие, военно-стратегические позиции Москвы в регионе окрепнут.
В-четвёртых, может стать реальностью транспортная магистраль Север-Юг, которая обеспечит России выход в иранский портовый город Бендер-Аббас на берегу Персидского залива. В рамках осуществления этой идеи может быть проложен новый железнодорожный маршрут из Армении в Иран, выгодный не только Москве, но и, надо полагать, Тбилиси, Еревану и Тегерану.
Как отмечает в ереванской газете «Голос Армении» аналитик Вардкес Арцруни: «Расширение евразийских интеграционных процессов в южном направлении предопределяет новую роль государств Кавказского региона не только в качестве моста, связывающего Россию с государствами Ближнего Востока, но и как самостоятельных субъектов развития… Налаживание транспортного сообщения в рамках коридора Север-Юг, включая открытие абхазского участка железной дороги, соответствует интересам не только Армении, но и членов Таможенного Союза. Кроме того, это может принести выгоду и не входящим в него государствам, способствуя смягчению последствий этно-территориальных конфликтов».
По оценкам экспертов, восстановление Абхазской железной дороги оценивается в 200-300 млн. долларов. С учётом, как экономической, так и геополитической целесообразности, сумма не так велика. Другой вопрос: как к этому относятся заинтересованные стороны? Однозначно за этот проект выступают Россия и Армения. В отличие от прошлых лет, в Абхазии складывается также положительное отношение. По словам президента Рауля Хаджимбы: «На сегодняшний день, я не знаю ни о каких переговорах, которые ведутся вокруг этой темы, но считаю, что это должно быть интересно, как для Абхазии, так и для России и Армении».
Что же касается Грузии, то министр экономики и устойчивого развития этой страны Георгий Квирикашвили отметил: «До тех пор, пока на политическом поле между Грузией и Россией положительной динамики не будет, обсуждение этой проблемы для нас невозможно».
Недавно в армянских СМИ с сенсационным заявлением выступил первый заместитель министра транспорта и связи Армении Артур Аракелян, отметивший, что между Арменией, Россией и Грузией давно ведутся переговоры вокруг данного вопроса: «Поскольку переговоры проходят в закрытом формате, вопрос носит, скорее, политический характер, чем экономический, и здесь задача – достигнуть договорённости между властями Грузии и Абхазии. Наверное, вы представляете, какой сложный клубок нужно распутать… Мы пока ещё воздерживаемся от заявлений, но надеемся, что всё будет возможно, поскольку президенты трёх стран – Армении, России и Грузии – отмечают важность этого проекта».
Отрицательная реакция официального Тбилиси была мгновенной и жёсткой, после чего высокопоставленный армянский чиновник отказался от своих слов.
Однако нельзя исключать, что конфиденциальные переговоры всё-таки ведутся, так как восстановление железнодорожного сообщения через Абхазию – это серьёзный геополитический вопрос, затрагивающий будущее обустройство всего Южного Кавказа. Имея в виду всю его сложность, необязательно, что эти обсуждения уже в ближайшее время будут иметь положительный результат.
Здесь необходимо отметить следующий факт: в последнее время Россия предпринимает серьёзные шаги во взаимоотношениях со странами, входящими в сферу её приоритетных геополитических интересов. Известно, что государства Южного Кавказа находятся в верхних строках этого списка. Так что, судя по всему, в политике Москвы на Южном Кавказе уже в ближайшем будущем можно ожидать серьёзных подвижек, и в том числе, это касается Абхазской железной дороги.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте