Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Напряженность в отношениях Запада и РФ открывает новые возможности для Ирана (за 12.01.2015)

Автор:

Кризис на Украине стал началом нового этапа в отношениях РФ с Западом, этапа, который по уровню напряжения между двумя сторонами является беспрецедентным. Относительно кризиса в отношениях РФ с Западом, эксперт по вопросам Евразийского региона, профессор Тегеранского университета Джхангир Кярими дал интервью изданию «Джаван». Согласно его мнению, разрешить этот кризис будет нелегко. Ко всему имеющемуся прибавляется и то, что Обама, в отличие от 2009-2010 годов, не склонен решать противоречия с РФ просто. Согласно мнению Кярими, кризис в отношениях Запада и РФ открывает новые возможности для Ирана. Подобно многим другим иранским экспертам и аналитикам, он не считает Россию стратегическим партнером ИРИ.
«Джаван»: - После начала кризиса на Украине отношения между Западом и РФ обрели новый характер, и ситуация накалилась до состояния сегодняшнего кризиса. Как Вы считаете, возможен ли возврат к докризисной ситуации или же произошла смена парадигм?
Д. К.: - Проблемы в отношениях между РФ и Западом, в целом, и в вопросе Украины, в частности, не являются новыми, такими, чтобы предполагать, что они быстро исчезнут. Эти проблемы в отношениях двух сторон имеют исторические, географические, стратегические и даже идеологические корни. Их решение – дело нелегкое. Возможно, что стороны придут к согласию относительно установления приемлемой для обеих сторон ситуации, а также разрешат некоторые разногласия, однако, достичь всеобъемлющего согласия будет нелегко. По крайней мере, ждать достижения долгосрочного урегулирования кризиса в скором будущем не стоит.
Причина состоит в том, что пока в России во главе власти и у руля внешней политики находится Владимир Путин, эта страна будет проводить политику сопротивления Западу, а западные лидеры будут отвечать ей тем же. По крайней мере, пока Барак Обама сидит в кресле президента США, кажется маловероятным, что ситуация изменится с западной стороны. Кроме того, в других европейских странах и даже в самой Украине, маловероятно, создание условий для облегченного решения вопросов.
Однако, нельзя сказать, что эта ситуация стала причиной фундаментальных изменений. Напряжение в отношениях РФ и Запада существовала в различных формах и после распада СССР. В самом начале этого периода, то есть в эпоху Владимира Путина Россия в ряде вопросов (например, в вопросе Боснии и Косово) уступала Западу, но после прихода к власти Путина, она старалась не идти на уступки и сохранять свое право на свободные действия. В это время мы даже стали свидетелями агрессивной внешней политики РФ в таких вопросах, как Южная Осетия и Украина.
«Джаван»: - Вы отметили, что пока Барак Обама стоит во главе США, Вы считаете маловероятным, что Белый дом пойдет на серьезные шаги по урегулированию конфликта с РФ вокруг Украины. Почему?
Д. К.: - По традиции, каждый президент США, придя к власти, объявляет ряд вопросов первостепенными для внешней политики страны и пытается найти пути их решения. Кроме того, ряд влиятельных групп внутри страны лоббируют другие актуальные вопросы, чтобы поставить их в центр внимания президента. Сегодня разрешение разногласий с РФ не поддерживается ни одной из этих сил. Если в 2009-2010 годах решение проблем с РФ являлось первостепенной задачей внешней политики Обамы, то сегодня это уже не так. Даже если бы было так, то решение разногласий касалось бы, скорее, Ближнего Востока, нежели Украины. Если после Обамы в США к власти придут республиканцы, то время покажет, произойдут ли изменения в отношении США к РФ.
Только время покажет, станут ли вопросы Ближнего Востока, Китая, России или же Исламской Республики Иран основными для внешней политики нового президента, и какова вероятность победы еще одного демократа в президентских выборах в США.
Что касается сегодняшнего правительства, то резкие изменения внешней политики в течение второго президентского срока (Обамы – ПП) маловероятны, поскольку обычно в свой второй срок (американские) президенты, в общем и целом, продолжают ту же линию внешней политики, которую они вели в течение своего первого срока. Соответственно, я считаю маловероятным и резкие изменения в отношениях между РФ и США в ближайшие два года.
«Джаван»: - Почему Запад бросил вызов РФ на Украине? Он не понимает то, что для России эта страна – весьма чувствительная тема? Иными словами, когда он провоцировал эту ситуацию, он не осознавал, что Москва резко отреагирует на его действия?
Д. К.: - Сначала определим, что такое Запад? Под термином «Запад» мы понимаем многочисленные государства, начиная с США, Великобритании, Франции, Германии, и, заканчивая Польшей, Литвой, Венгрией и так другими. Почти все эти страны имеют разногласия с РФ в этнических, религиозных, исторических и территориальных вопросах. Кроме того, Россия по-прежнему считается стратегическим соперником Запада, соперником, у которого все еще есть ядерное оружие. Разногласия РФ и Запада касаются таких тем, как границы НАТО, границы ЕС, энергетика, независимость бывших республик СССР в вопросе присоединения к Западу или присоединении к России, права человека, свобода СМИ, НПО и различных сообществ и так далее. Многие из этих вопросов сегодня стоят в повестке дня Запада. Естественно, что подобное отношение заставляет Россию беспокоиться о своем суверенитете и безопасности границ, а также о сохранении своего влияния в странах ближнего зарубежья. Например, в странах ближнего зарубежья влияние РФ попало под угрозу в результате политики Запада. Россия хочет увеличить свое экономическое влияние в регионе, благодаря Евразийскому экономическому союзу. Она хотела видеть Украину в составе ЕАЭС, а Евросоюз хотел видеть Киев в своем составе. Соответственно, ситуация гораздо более сложная, чем кажется. Дело не только в безопасности, но также и в экономике.
«Джаван»: - Какой из сторон больший вред принесли взаимные санкции РФ и Запада? Иными словами, кто выйдет победителем из этой ситуации? Или же в данном вопросе использовать термины «победитель» и «проигравший» нельзя вообще?
Д. К.: - Для обеих сторон существует ряд проблем. Эта конкуренция дорого обойдется и тем, и другим. Но важно понять, какая из сторон более хрупка и уязвима. Кажется, Россия более уязвима, поскольку РФ – это одна страна, а Запад – целый ряд государств. С другой стороны, Запад с легкостью находит себе друзей, в отличие, от России. Например, во время голосования по вопросу признания референдума в Крыму, за западную позицию проголосовало 100 стран, а за Россию – 11.
Экономика России также уязвима. Возможно, российский козырь в этой сфере – энергоресурсы, но даже их продажа уязвима. Когда цены на энергоносители падают, Россия становится уязвимой, поскольку она серьезно зависит от продажи газа и нефти. Правда, и Запад зависит от российской энергии, но эта палка о двух концах. Соответственно, Россия понесла больше потерь и более уязвима, поскольку структура российской экономики устарела, а для ее изменения и обновления нужны зарубежные инвестиции и западные технологии. Однако это не означает, что Москва полностью проиграла. У нее есть другие потенциальные экономические партнеры. Однако, по сравнению с Западом, РФ более уязвима.
«Джаван»: - Корни разногласий между Западом и Россией лежат только в вопросе Украины, или есть и другие (проблемные) вопросы, например, проблема Сирии? Я это спрашиваю потому, что некоторые эксперты утверждают: отношения между РФ и НАТО ухудшились уже во время кризиса в Ливии…
Д. К.: - Я не согласен с подобной формулировкой. Вся проблема в том, что Россия постоянно пытается сохранить свой статус великой державы и свое место в многополярной политической системе. Ядерное оружие гарантирует РФ это место, однако США постоянно пытались бросить Москве вызов путем расширения системы противоракетной обороны. Американцы стремились достичь стратегического преимущества перед Россией с помощью развертывания ракетных систем в Польше, Чехии, Румынии и Турции. Данное обстоятельство оспаривало статус РФ в качестве великой державы и ставило под удар существование многополярной политической системы, ставя под сомнение место страны в этой системе, что для Москвы неприемлемо.
Кроме того, для России жизненно важны ее региональные позиции. Москва стремится к региональной гегемонии и превосходству посредством таких структур, как СНГ (Содружество Независимых Государств), ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности) и Евразийский экономический союз, который начал функционировать в начале текущего года. Соответственно, корень разногласий между РФ и Запада заключается в проблеме присоединения бывших советских стран к НАТО и ЕС. Это неприемлемо для амбиций РФ, которая хочет быть мировой державой и региональной силой.
«Джаван»: - Чем отличается новая доктрина Путина от предыдущей (концепции)? Включает ли она в себя изменения российской позиций в вопросе использования ядерного оружия?
Д. К.: - Да, военная доктрина России изменилась. Однако самое большое изменение заключается в том, что Москва объявила НАТО основной угрозой своей безопасности, и в том, что РФ прибегнет к использованию ядерного оружия, если ее к этому принудят. Иными словами, Россия назвала ядерное оружие мерой предосторожности против любой угрозы своей безопасности. Это серьезное изменение в военной доктрине РФ.
«Джаван»: - В новой военной доктрине РФ говорится о том, что ввод войск на территорию ее союзников считается угрозой российской национальной безопасности. Имеет ли этот пункт скрытое значение для Ирана? И вообще, можно ли называть Иран союзником РФ?
Д. К.: - Иран – не союзник РФ, и им до сегодняшнего дня никогда не был. Россия в противостоянии между Ираном и Западом была, в основном, на стороне последнего. Даже давление на Сирию было, скорее, направлено против ИРИ, нежели против России. Конечно же, сирийская ситуация стала ударом также и для России, однако потеря Дамаска для Москвы, скорее, символическая, поскольку обстановка на Ближнем Востоке резко изменилась именно после распада СССР. Изменились также и интересы РФ. Да, Сирия для России важна, однако эти страны не являются союзниками. Даже имея военную базу в Сирии, Москва не считала эту страну союзником, поскольку слово «союзник» имеет особое значение. На данный момент в качестве союзников России можно назвать только Казахстан, Белоруссию, Армению, Узбекистан, Таджикистан и Киргизию.
«Джаван»: - Довольно много говорится о том, что напряжение в отношениях между РФ и Западом дает определенные возможности ИРИ. Поддерживаете ли Вы подобное мнение, и если да, то в чем они заключаются?
Д. К.: - Многие считают оказание давления на влиятельные страны возможностью для кого-то. Россия же была одним из государств, которые поддерживали введение антииранских санкций, соответственно, антироссийские санкции могут уменьшить давление на Иран. Кроме того, Запад, будучи занят более серьезным кризисом, не желает ухудшать свои отношения с другими странами. Кризис в Сирии и «арабская весна», с другой стороны, стали причиной изменения международной политической системы. С другой стороны, сирийский кризис привел к разногласиям между Россией и Турцией. Это тоже открывает перед Ираном новые возможности. Однако только время покажет, какой будет региональная ситуация в будущем, и какие возможности получит Иран в связи с изменениями в международной политике.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте