Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Мотивы и проблемы военного сотрудничества Ирана и России (за 06.02.2015)

Автор: Алиреза Нури

Поездка министра обороны РФ в Иран после 15-летнего перерыва, а также то, что на встрече со своим иранским коллегой он подчеркнул важность долгосрочного военного сотрудничества между Россией и Ираном, позволяет утверждать, что после ожидаемого визита Владимира Путина в Иран будет положено начало расширению военного сотрудничества.
Естественно, что, как и в случае большинства договорённостей в сфере военного сотрудничества, детали нового соглашения между двумя странами держатся в секрете. Соответственно, пока невозможно судить о масштабах и результатах, но можно утверждать, что осуществление этих новых договоренностей будет влиять на события во всем регионе.
Сколько бы ни поднимался вопрос о передаче ракетных систем С-300, ирано-российское военное сотрудничество необходимо рассматривать в более широком плане. Этот визит и новое соглашение между сторонами необходимо оценивать как возможность образования нового мнения в Иране и в России относительно необходимости укрепления сотрудничества в военной сфере для увеличения безопасности обеих стран и противостояния общим угрозам. Безусловно, есть много факторов, которые ставят под сомнение применимость соответствующего соглашения, но также существует мотивация и потребности, которые подталкивают Тегеран и Москву к военному сотрудничеству.
Разногласия с Западом стали основным стимулом для развития отношений РФ и ИРИ в разных областях, в том числе, в сфере военной. Именно они, а также перспектива победы республиканцев на президентских выборах в США заставляет Россию и Иран искать союзников, чтобы укрепить свои позиции и увеличить свою способность маневрировать в противостоянии Западу.
Несмотря на то, что ИРИ и РФ не являются стратегическими партнерами и не установят подобных отношений в ближайшем будущем, учитывая давление Запада, они пытались и продолжают пытаться использовать потенциал друг друга для противостояния этому давлению. Именно учитывая это давление, стремление НАТО расширить свои границы на восток, желание этой организации установить противоракетные системы в Восточной Европе, вмешательство и стратегию косвенного воздействия на ситуацию на Украине, Москва и Тегеран решили пойти на сближение. После Ливии и Украины Россия перенесла свое внимание на восток и юг и начала развивать свои отношения со странами Азии и Ближнего Востока, в том числе, с Ираном. Тегеран же, в случае победы республиканцев, учитывая их антииранскую риторику, готов к любому развитию событий, в том числе, к военной угрозе. Естественно, покупка современных противовоздушных систем у России лишним делом в случае военной агрессии против ИРИ не будет.
Противостояние совместным региональным угрозам, сохранение спокойствия и безопасности в регионе стали основными причинами беспокойства двух стран. Они обе окажутся в опасности, если произойдет что-то критическое в Афганистане, в Центральной Азии, Каспийском регионе, на Южном Кавказе или на Ближнем Востоке, особенно, в Ираке и Сирии.
Даже если сотрудничество двух стран не ответит на все вопросы, которые беспокоят сегодня Москву и Тегеран, однако будет эффективным для снижения уровня угроз. В связи с этим, лучшее понимание со стороны Ирана ситуации в Афганистане, Ираке, Сирии, а также маневров «Исламского государства», с одной стороны, и возможности российских военных и разведывательных операций, с другой стороны, в правильном сочетании смогут снизить угрозы.
Несмотря на весь этот контекст, сотрудничество между двумя странами было нерегулярным, но недавние военные контракты могут привести к системному взаимодействию в сфере безопасности. Укрепление политического и геополитического влияния России, ее обеспокоенность возможностью заключения «ядерного» соглашения между Ираном и Западом, а, следовательно, потеря политического влияния и геополитических преимуществ РФ на фоне неприязни ИРИ к Западу, стали еще одной причиной для российской заинтересованности в сотрудничестве с Исламской Республикой.
Некоторые российские эксперты считают поездку Сергея Шойгу в Иран стратегически важной. Согласно их мнению, учитывая агрессивный подход Запада к России, Москва нуждается в укреплении своих отношений со странами, которые имеют схожие с ней подходы и цель задержать или предотвратить наступление Запада. С другой стороны, среди недавних контрактов между Ираном и Россией особенно выделяется соглашение о военных кораблях обеих стран, согласно которому РФ и ИРИ предоставляют друг другу возможность останавливать свои военные корабли в портах друг друга. В свете этого соглашения, Россия надеется получить в Иране разрешение на возобновление присутствия своих военных кораблей в Персидском заливе, которое было приостановлено с 1946 года. Подобное разрешение станет эффективным средством для укрепления международного авторитета РФ.
Экономические выгоды, увеличение продаж оружия в целях укрепления военной промышленности и получение новых долларов в ситуации снижения цен на нефть на мировом рынке также входят в число целей РФ при подписании военного соглашения с Тегераном. Российские СМИ, подчеркивая заинтересованность ИРИ в модернизации своих военных сил, утверждают, что Россия не должна упустить эту возможность. Поездка Шойгу в Индию после его визита в Иран также свидетельствуют о его усилиях заложить основу для дальнейших продаж оружия и использования военных заказов для улучшения экономической ситуации в его стране. Однако необходимо учитывать, что сегодня Ирану необходимы не С-300, а более современное оружие. Тегеран предлагает создание совместных вооружений и передачу друг другу технологий военной промышленности. Очевидно, перспектива стать просто покупателем российского оружия не особо его привлекает.
Среди барьеров для развития ирано-российского военного сотрудничества, в первую очередь, можно отметить отношения двух стран с Западом. С одной стороны, Тегеран улучшает свои отношения с Западом, а отношения РФ с ЕС и США разваливаются с каждым днем все больше и больше. Однако, несмотря на различные ситуации, обе страны не хотят на данный момент ухудшения отношений с Западом. Следует также напомнить, что Лавров недавно подчеркнул, что Россия не хочет и не позволит развязать новую «холодную войну». Она знает об институциональных различиях между Ираном и Западом, а Исламская Республика хорошо понимает уровень нынешней напряженности в отношениях РФ с Западом. Обе страны понимают, что какое-либо расширение военного сотрудничества между ними может стать поводом для усиления западного давлений.
Впечатляет осторожность двух стран в расширении своих отношений, особенно, в контексте военного сотрудничества. Конечно же, Тегеран и Москва не хотят ухудшать свои отношения с Западом.
Еще одной проблемой расширения военного сотрудничества сторон является низкий уровень взаимного доверия. Москва понимает, что Тегеран заинтересован в отношениях с РФ из-за своих разногласий с Западом, и в случае разрешения этих разногласий интерес иранской стороны к России ослабеет. С другой стороны, Иран осознает, что Москва начала улучшать свои отношения с ним после ухудшения отношений с Западом. Иран это уже не раз ощущал на своей шкуре. РФ поддерживает отношения с ним, в зависимости от его отношений с Западом, что стало ясно после отмены контракта по передаче ракетных систем С-300 по настоянию Запада.
Как подсказывает опыт, между Россией и Ираном было немало контрактов, которые были подписаны, но остались только на бумаге, столкнувшись с региональными или международными проблемами. АЭС в Бушере, С-300 и недавно договор «нефть в обмен на товары» являются примерами того. Сегодня соглашение о военном сотрудничестве на пути к осуществлению тоже столкнется со сложностями. Однако если Путин в рамках своего предстоящего визита в Иран одобрит данное соглашение, то оно, по всей вероятности, будет реализовано.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте