Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

«Ни Россия, ни Запад не желают обострения Нагорно-карабахского конфликта» (за 12.02.2015)

Автор: Аракс Мартиросян

Интервью с главой организации «Американцы – за Арцах» из Вашингтона, экспертом по международным отношениям, специализирующимся на вопросах европейской и евразийской политики Марком Дитзеном.
«168 жам»: - Г-н Дитзен, после установления перемирия (в 1994 году – ПП) Нагорно-карабахский конфликт сегодня находится в самой опасной стадии. Азербайджанская сторона каждый день провоцирует приграничные столкновения. Одна часть аналитиков считает, что в нарастании напряжённости заинтересована Россия, а другая – что Запад. Чем Вы объясняете сегодняшнюю ситуацию?
М.Д.: - Нарастание напряжённости на границе между Арменией и Азербайджаном – это специальная политика властей Баку. Её суть состоит в следующем: постепенно повышая уровень агрессивности, причинять всё больше вреда армянским сторонам (Армения и НКР – ПП) в вопросе сохранения статус-кво в Нагорном Карабахе. Баку использует напряжённость с целью усиления давления на Ереван в переговорном процессе. Но эта стратегия Азербайджана уже провалилась.
«168 жам»: - То есть, Вы не видите влияния сверхдержав или международных событий на ситуацию (вокруг Нагорного Карабаха – ПП)?
М.Д.: - Нет, я не считаю, что сверхдержавы заинтересованы в том, чтобы произошло обострение Нагорно-карабахского конфликта. Запад не имеет для этого каких-либо побудительных причин. Более того, многие западные страны заинтересованы в энергетических ресурсах Азербайджана, и они не желают подвергать опасности эти свои интересы.
Кроме того, Россия и Запад заняты украинским кризисом. Москва не желает ещё одной войны у своих границ. Повторяю: обострения Нагорно-карабахского конфликта не желают ни Россия, ни Запад. Подобное желание есть только у Азербайджана.
«168 жам»: - В любом случае, мы видим, что возможности международного сообщества ограничены. В прошлом году Минская группа ОБСЕ организовала три встречи на уровне президентов. В эти дни также продолжаются работы на различных уровнях, но напряжение на границе не спадает. Чем Вы это объясняете?
М.Д.: - Минская группа ОБСЕ должна произвести в своей работе три изменения. В первую очередь, на линии соприкосновения между Нагорным Карабахом и Азербайджаном и на армяно-азербайджанской границе должен быть запущен механизм расследования инцидентов, который будет иметь правомочность указывать на нарушителей режима прекращения огня. Второе: сопредседатели Минской группы должны восстановить участие Нагорно-Карабахской Республики в переговорном процессе в качестве официальной стороны. Третье: пришло время, чтобы ОБСЕ поблагодарила посла Анжея Каспрчика за преданную работу в течение около 20 лет в качестве личного представителя действующего председателя ОБСЕ. Эта организация должна назначить вместо него нового представителя, который привнесёт чрезвычайно необходимые свежую энергию и новые идеи в процесс мирного урегулирования Нагорно-карабахского конфликта.
«168 жам»: - Недавно в Кракове сопредседатели Минской группы ОБСЕ распространили заявление, в котором призвали Азербайджан следовать взятым на себя обязательствам. Можно ли сказать, что Минская группа больше не ставит знака равенства между Арменией и Азербайджаном, как это было на протяжении около двух десятилетий?
М.Д.: - К сожалению, МГ ОБСЕ не изменила свою политику не конкретизировать, кто ответственен за нарушения прекращения режима перемирия в зоне Карабахского конфликта. Я не считаю, что краковское заявление означает реальное изменение политики. Подобный образ мышления – это, скорее, пожелание, чем реальность.
«168 жам»: - Некоторые эксперты не исключают, что, углубляя напряжённость в Карабахе, Россия наказывает Запад за Украину. Есть ли у Запада рычаги, чтобы уменьшить влияние России в нашем регионе?
М.Д.: - Следуя национальным интересам своих стран, власти Армении и Азербайджана сами по своей воле поддаются влиянию России. По ряду причин Запад ограничен в вопросе снижения влияния Москвы. Когда Армения в этом году стала полноправным членом Евразийского экономического союза, экономическое и политическое влияние России на неё увеличилось. Точно также в 2010 году, когда Ереван подписал с Москвой соглашение о продлении сроков размещения российской военной базы на территории Армении до 2044 года, российское влияние на сферу армянской безопасности увеличилось. Власти Армении рассматривают влияние России как то, что меньше всего в настоящем времени и видимом будущем нужно терпеть для обеспечения национальных интересов Армении и Карабаха.
В отношениях с Россией Азербайджан имеет больше рычагов влияния, чем Армения, но здесь Запад ограничен в вопросе снижения российского влияния. Заинтересованность Запада в энергетических ресурсах Азербайджана притупляет реакцию и влияние Запада в отношении Баку, что мы можем видеть по тем нейтральным оценкам в западной реакции относительно ситуации с правами человека в этой стране. Со своей стороны, Россия положительно воспринимает азербайджанский режим. Как в случае с Арменией, так и в случае с Азербайджаном, Москва остаётся главным поставщиком оружия.
Единственный результативный способ снизить влияние сверхдержав – это до такой степени укрепить свои позиции в политике, экономике и безопасности, чтобы возлагать надежды только на собственные силы.
Что касается другой части вопроса, то украинский и Карабахский конфликты – это разные темы. Россия не провоцирует эскалацию в зоне Карабахского конфликта для того, чтобы наказать Запад за украинский конфликт.
(…)

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте