Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Вызовы внешней политике правительства Грузии (за 11.03.2015)

Автор: Вано Мачавариани, доктор международных отношений и политики

Протекающие на Украине процессы и политика России в отношении бывших республик СССР ставят под сомнение реальность геополитической безопасности, сформировавшейся после «холодной войны» на постсоветском пространстве и в Европе в целом. Москвой декларированы внешняя политика и ее геополитические цели: она однозначно охватывает объединение бывших республик СССР в Евразийский союз, и этим – формирование сферы т.н. «привилегированного влияния». Это Россия осуществляет шаг за шагом.
Очевидно, что оформление Москвой договоров с оккупационными режимами Сухуми и Цхинвали, которое предполагает союзничество и дальнейшую интеграцию, служит именно этим целям и направлено против грузинской государственности. Более того, эти шаги создают экономические и военные условия для того, чтобы в случае, если Россия почувствует слабину во взаимоотношениях между Тбилиси и его основными союзниками – Европой и США, она могла бы успешно реализовать план вовлечения Грузии в орбиту своих геополитических интересов. Соответственно, нынешняя грузинская власть должна начать активный диалог внутри страны и за ее пределами с политическими и экспертными кругами на одну из важнейших для страны тему: что могут противопоставить власть и общество Грузии нынешней экспансионистской политике России.
На фоне таких масштабных вызовов становится ясным, что суверенитет и независимость Грузии в решающей степени зависят не только от обороноспособности, политической, экономической, финансовой и социальной стабильности страны, но также от крепости наших международных позиций, что обусловлено степенью взаимоотношений Грузии с США, ведущими странами Европы и нашего региона. К сожалению, грузинское правительство на первом же этапе своей деятельности сделало неубедительные и неверные шаги в этом направлении и заметно ослабило международные позиции страны и ее поддержку. В частности, правящие силы приняли однозначное решение максимально избегать проведения любой параллели между российской агрессией на Украине и российско-грузинской войной 2008 года. Об этом открыто говорили во время своих международных визитов премьер-министр и другие члены правительства Грузии. Это делалось для того, чтобы не оказался под вопросом декларированный правительством т.н. процесс рационального диалога и взаимоотношений с Россией.
Это, конечно, не сработало, что и стало очевидным в последний период, когда начавшиеся в Абхазии процессы привели к отставке Анкваба, избранию Хаджимбы на пост де-факто президента Абхазии и подписание договора с РФ. Этот шаг Москвы представляет собой движение к интеграции сначала Абхазии, а теперь уже Цхинвальского региона (Южной Осетии – ПП) в политическое, экономическое и военное пространство России.
Торговые отношения с Россией заморожены в той точке, в которой обозначен больше интерес России, чем Грузии, поскольку он связан с практической реализацией устремления, давно декларированного Москвой в отношении грузинской инфраструктуры. О чем, как видно, интенсивно и беседуют Абашидзе и Карасин в пражском формате. Россия в лице Зураба Абашидзе получила надежного проводника тех идей, которые Москва хочет донести до населения, политических кругов и бизнеса Грузии по-грузински и мягко.
По сравнению с Грузией, Россия находится в более выгодном положении и невозможно, чтобы один представитель премьера, без поддержки грузинских политических кругов и лидеров стран - наших партнеров смог выдержать давление со стороны Кремля и один сумел защитить государственные интересы Грузии. Также проблемными и туманными остаются грузино-российские переговоры в женевском формате по Абхазии и Цхинвальскому региону, которые находятся фактически на грани провала и порождают больше вопросов, чем дают ответов.
В сегодняшней ситуации, когда Москва считает, что она выиграла все сражения на постсоветском пространстве, довольно сложно себе представить, что она пойдет на какой-либо конструктивный диалог с Грузией, как в многостороннем международном формате, так и в режиме двустороннего «неформального» диалога. Правительство окончательно признало это, и проводимая им политика в отношении России показала, что данный подход не срабатывает. Эта политика требует корректировки и активной поддержки со стороны наших западных партнеров.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте