Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Лови момент

Автор: Пресс-папье

Процесс перераспределения сфер влияния на Южном Кавказе между мировыми и региональными державами, начавшийся в постсоветский период, неизбежно повлек за собой интернационализацию проблемы Нагорного Карабаха. Тем самым фактор нерешенности Нагорно-Карабахского конфликта превратился в инструмент формирования новых сфер влияния в регионе. Не случайно, интенсификация армяно-азербайджанского противостояния, наблюдаемая с начала сентября, вновь переносит карабахский вопрос из плоскости региональной безопасности в плоскость международной политики.
Если ранее Россия, Соединенные Штаты и Европейский союз были уверены в том, что Карабахский конфликт находится под контролем и в целом не угрожает их региональным интересам, то в настоящее время подобная уверенность отсутствует. Предотвращая нежелательный сценарий развития, власти государств-посредников ОБСЕ решили вмешаться в процесс армяно-азербайджанского противостояния.
Как и в прошлом году, первой с подобной инициативой выступила Российская Федерация. Состоялись официальные встречи представителей Москвы с руководством, как Армении, так и Азербайджана. Сначала Баку посетил глава МИД РФ С. Лавров, затем состоялась встреча Путин-Саргсян. Можно констатировать, что обсуждения на самом высоком уровне на данном этапе способствовали, в определенной степени, снижению пограничной напряженности.
Очевидно, что в основе переговорного процесса вокруг Карабаха лежат Мадридские принципы. Однако, делая вывод из ряда признаков, можно предположить, что подготовлен новый пакет предложений, который если до сих пор не принят, то серьезно обсуждается в Баку и Ереване. Стороны, в силу меняющейся политической и экономической ситуации на современном этапе международных отношений, начинают или просто вынуждены оценивать ситуацию с более широких позиций и разносторонне, что означает появление ряда новых факторов, с которыми невозможно не считаться.
США также пытаются не отставать от инициативной политики российской стороны. Но, в отличие от Москвы, Вашингтон в своей региональной политике на Южном Кавказе «связан по рукам». Об этом свидетельствует то, что участие американцев в мирном регулировании на современном этапе эскалации конфликта проявляется лишь через записи в Twitter американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Джеймса Уорлика. Вероятно, понимая безуспешность и бесперспективность подобной политики, Госдепартамент США решил распространить заявление о том, имеет надежные сведения о том, что армянские и азербайджанские вооруженные силы против друг друга используют оружие крупного калибра (минометы), в результате чего погибают мирные жители. Официальный Вашингтон призвал и Ереван, и Баку отказаться от дальнейшей эскалации ситуации и вернуться к мирным переговорам в рамках Минской группы ОБСЕ.
Очевидно, что подобные заявления в виде общих призывов не могут повлиять на процесс мирного регулирования подобных конфликтов. Подобную политику США в регине можно объяснить рядом факторов: руководство Соединенных Штатов в последнее время заняты ситуацией на Ближнем Востоке, Восточной Европе и Турции, а также внутриполитическими проблемами. Можно также предположить, что Белый дом не желает втягиваться в армяно-азербайджанское противостояние, понимая, что американская активность на Южном Кавказе может стать дополнительной причиной для усиления напряженности в отношениях с РФ. Украинский и сирийский кризисы и открытие учебно-тренировочного центра НАТО в Грузии уже успели «сделать своё чёрное дело»: российско-американские отношения достигли своего накала. По сути, как показывает анализ политики США в постсоветский период, Вашингтон и не стремится к абсолютному лидерству. Если же принимать во внимание то обстоятельство, что на Южном Кавказе американские интересы в целом удовлетворены, подобная ни о чем не говорящая позиция Госдепартамента США может быть воспринята в качестве согласия Вашингтона на то, чтобы Россия играла приоритетную роль в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта. Это не только способ «умаслить» Россию в вопросах столь несущественных для американцев, но и возможность, в случае провала мирного переговорного процесса в Карабахском урегулировании, выдвинуть упрек в адрес Москвы.
В целом, подобное же можно сказать и про ЕС. Интересы Старого Света в регионе – в формате Минской группы ОБСЕ – в основном представляет Франция. Европа, находясь перед серьезными проблемами, грозящими непосредственно ее безопасности, не может полноценно влиять на процессы, происходящие на Южном Кавказе. Прекрасно понимая, что РФ сама заинтересована в стабильности региона, Брюссель также готов перенаправить РФ вопросы кавказской безопасности. Стоит также учитывать и то обстоятельство, что ЕС на данном этапе практически не имеет ресурсов для проведения в регионе активной деятельности.
В создавшейся ситуации армянская сторона, конечно, будет активно сотрудничать с Россией, пытаясь как-нибудь убедить Кремль отказаться от политики вооружения азербайджанцев, хотя стоит иметь в виду, что поставки вооружения Азербайджану фактически компенсируются продажей современного российского оружия Армении по льготным ценам и без посредников. Для начала этого будет достаточно. Остальное, как говорится, дело техники. Так что, сarpe diem, Россия.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте