Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Выборы без внешнего давления

Автор: Пресс-папье

Парламентские выборы в Азербайджане 1 ноября вполне предсказуемо завершились абсолютной победой правящей партии «Новый Азербайджан», возглавляемой президентом Ильхамом Алиевым. В 125-местном однопалатном Национальном собрании она получила 71 депутатский мандат, один в один повторив успех пятилетней давности. В парламент прошел еще 41 беспартийный кандидат, полностью поддерживающий политику президента. Остальные 12 мест достались представителям 11 партий, лишь номинально считающихся оппозиционными.
Как и пять лет назад вне парламента осталась традиционная умеренно-националистическая и вместе с тем, прозападная оппозиция. В отличие от всех предыдущих избирательных кампаний, представители этой части политического спектра не смогли составить конкуренцию «партии власти» даже формально.
Правящий режим Азербайджана с учетом использования Западом избирательных кампаний и выборов на постсоветском пространстве для реализации сценариев всякого рода «цветных революций», в последние два года предпринимал последовательные шаги по ослаблению «пятой колонны» США и Евросоюза. Так, в указанный период страну были вынуждены покинуть западные НПО, по сути, являющиеся «кузницей кадров» для осуществления «оранжевых революций». Например, Национальный демократический институт США (NDI), IREX, Фонд Сороса и др., которые являлись спонсорами и донорами десятков местных НПО, находящихся в непримиримой оппозиции к правительству страны.
Многие азербайджанские НПО в рамках уголовного дела проводимого генпрокуратурой страны вынуждены были приостановить свою деятельность в результате замораживания банковских счетов и грантов, запретов их руководителям выезжать за рубеж. Главы ведущих НПО, известных открытой прозападной ориентацией – Лейла Юнус, Интигам Алиев, Расул Джафаров, Анар Мамедли и др. – были приговорены к длительным тюремным срокам по обвинению в присвоении грантов, уклонении от уплаты налогов, подлоге и т.д.
Влияние Запада было сужено до минимума и на медийном пространстве Азербайджана: под грузом экономических проблем приостановила выпуск и практически прекратила выходить русскоязычная либеральная газета «Зеркало», в связи с расследованием уголовного дела по налоговым преступлениям прокуратура закрыла Бакинское бюро азербайджанской службы «Радио Свобода», самоликвидировался местный офис функционирующего в Германии на средства Европейского фонда демократии оппозиционного интернет-ресурса «Мейдан ТВ».
Лишенная легальной внешней финансовой помощи и медийных ресурсов прозападная оппозиция на выборах потеряла всякие шансы. Часть оппозиционных структур, объединенных в Национальном совете демократических сил, вовсе отказалась от участия в парламентской кампании.
Оппозиционная партия «Мусават», хотя и пошла на выборы, но поняв бесперспективность борьбы в виду отсутствия широкой общественной поддержки, за пять дней до голосования сошла с дистанции.
Таким образом, выборы получились фактически безальтернативными. Лишь в нескольких округах конкуренцию провластным кандидатам пытались составить представители нового поколения азербайджанских оппозиционеров из движения «Республиканская альтернатива». Однако отсутствие политического опыта и стесненность в средствах шансов им не оставили.
Кампания прошла без каких-либо уличных протестов и даже без телевизионных дебатов. Вся политическая борьба, по сути, свелась к агитации через социальные сети. Поствыборных манифестаций, кстати, также не было.
Нынешние выборы ознаменовались еще одним событием – отсутствием мониторинговой миссии БДИПЧ ОБСЕ, считающегося «рычагом США» по оказанию давления на власти не подчиняющихся диктату Вашингтона постсоветских стран. Вообще-то бюро собиралось направить в Азербайджан 400 своих наблюдателей, однако в Баку дали понять, что считают сомнительной методологию БДИПЧ по определению числа таких контролеров. Так, в упрек бюро ставилось то, что в 9-миллионный Азербайджан направляется почти столько же наблюдателей, сколько в 45-миллионную Украину. В итоге Баку ограничил численность миссии БДИПЧ до 125 человек (по одному на каждый округ). В связи с этим БДИПЧ ОБСЕ вообще отказался от направления миссии. Баку обвинил БДИПЧ в превышении своего мандата, поскольку эта структура не может диктовать условия суверенном государству и обязана оказывать всего лишь техническое содействие в проведении выборов. Азербайджан в этом вопросе поддержали несколько государств ОБСЕ, прежде всего, Россия.
Таким образом, официальный Баку еще раз продемонстрировал, что не намерен менять свой независимый внешнеполитический курс и поддаваться давлению международных структур, выполняющих волю Запада.
На фоне натянутых отношений Азербайджана с Западом особо бросается в глаза политическая поддержка Баку со стороны Москвы. Избирательная кампания в Азербайджане и достижения руководства страны в области социально-экономической политики в позитивном ключе освещались в российских медиа. Российские парламентарии, наблюдавшие за выборами в рамках миссии МПА СНГ и по линии Госдумы, также не скупились на лестные оценки выборов.
Что касается роли нового состава парламента в дальнейшей жизни государства, то, не вызывает сомнений, что законодательный орган как и прежде не станет вступать в конфликт с исполнительной властью и в тандеме с ней продолжит работу по обеспечению правовой базы необходимых шагов правительства для решения проблем страны. Во внешней политике законодательная власть также будет действовать согласованно с исполнительной властью.
В персональном отношении парламент сохранил преемственность, обновившись на четверть. Так, из 125 депутатов, 98 входили в состав парламента предыдущего созыва.
Что касается новых лиц в парламенте, то это в основном молодые кадры, не известные широкой общественности. Таких принято называть «технократами», они являются специалистами в своих областях – менеджмент, медицина, бизнес, ИТ-технологии, как правило, получившими образование за рубежом. Эти депутаты политически не ангажированы. Появление этих лиц главном законодательном органи страны объясняется необходимостью повышения качества законотворческой деятельности, мягкого оппонирования министерствам для повышения их эффективности (это особо актуально в свете падения цен на нефть и доходов страны), демонстрации обновления парламента и более солидного представительства страны в международных парламентских структурах.
Новый парламент не сильно изменил и внутривластный расклад сил в парламенте. Подавляющее большинство депутатов – это протеже администрации президента, как самого главы государства, так и руководителя его аппарата Рамиза Мехтиева.
По несколько мест в парламенте сохранили члены других групп влияния – «первой леди» Мехрибан Алиевой, главы МЧС Кямаледдина Гейдарова и президента государственно нефтяной компании «SOCAR».
Серьезных кадровых изменений в руководстве парламента не ожидается. Спикер и три его заместителя, скорее всего, останутся на своих местах. При этом возможны некоторые изменения и рокировки в руководстве парламентских комитетов.
В целом с большой долей уверенности можно говорить о том, что Национальное собрания пятого созыва продолжит сложившуюся в Азербайджане в последние 20 лет политическую традицию выполнения функций совещательного органа при сильной президентской власти. Эта модель государственного устройства пока обеспечивает Азербайджану политическую стабильность, относительный экономический рост, добрососедские отношения с крупными соседями – Россией и Ираном.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте