Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Потепление не в ущерб

Автор: Пресс-папье

После продолжавшегося три года периода напряженности, а временами и открытой конфронтации, в отношениях между Азербайджаном и Западом, в частности, США, началось потепление. Однако вряд ли Баку пойдет на полный разворот своей внешней политики в евроатлантическом направлении. Азербайджан остается приверженцем сбалансированной международной политики, ориентированной на поддержание ровных отношений со всеми мировыми и региональными игроками.
Ухудшение отношений между Баку и Вашингтоном началось в начале 2013 году, когда в преддверии президентских выборов власти Азербайджана заподозрили США в подготовке в стране «фейсбкуковской революции». В декабре прошлого года напряженность во взаимоотношениях двух стран достигла своего апогея. Тогда глава Хельсинкской комиссии Конгресса США Кристофер Смит представил законопроект «Акт для демократии в Азербайджане», предусматривающий санкции против высокопоставленных должностных лиц и афиллированных с ними бизнес-структур. Баку пригрозил «симметричными» мерами, дав понять, что не намерен действовать под диктатом. И действительно, в традиционное предновогоднее помилование не попало ни один из лиц, к освобождению которых призывали западные структуры, что можно было бы расценить как демарш руководства Азербайджана.
Тем не менее, в последующем наметилось разрядка напряженности и это стало результатом взаимных компромиссов. Азербайджан пойти на уступки Западу побудили экономические трудности, связанные с обвалом мировых цен на нефть.
В условиях тающих резервов Госнефтефонда и Центробанка страны правительству не остается делать ничего другого, как обратиться за заимствованиями в международные финансовые организации (МФО), в частности, во Всемирный Банк и МВА, а также западные кредитные учреждения. Условиями же МФО и западных кредиторов являются проведение экономической либерализации, усиление гарантий для иностранных инвесторов. Наряду с этим во всех структурах центральной и местной исполнительной власти были созданы апелляционные советы, где можно обжаловать неправомерные действия чиновников.
Эти меры сопровождались и активной дипломатическими усилиями по нормализации отношений с Западом. Президент Ильхам Алиев в январе-феврале провел встречи с представителями западного политического и делового истэмблишмнта на полях Давосского форума, Мюнхенской конференции, специальной встречи в Лондоне по донорской помощи Сирии. В конце февраля Баку вместе посетили комиссар Еврокомиссии по энергетическим вопросам Марош Шевчович и Верховный представитель ЕС по внешней политике Федерика Могерини.
Шевчович на заседании консультативного совета по реализации «Южного газового коридора» заявил о политической поддержке этого проекта, что было призвано развеять сомнения у международных кредиторов в рисках финансирования строительства трубопроводов.
Посыл Могерини заключался в готовности ЕС подписать в рамках «Восточного партнерства» с Азербайджанаом соглашение о партнерстве вместо договора об ассоциации, навязываемого ранее Брюсселем всем постсоветским республикам, вовлеченным в упомянутую региональную программу. Баку давно добивался этого, отмежевываясь от формата евроассоциации, накладывавшего на него серьезные политические и экономические обязательства и навлекшего беды на страны, уже принявшие условия «Восточного партнерства». Самый яркий пример – Украина.
Однако для Баку достижениt благосклонности ЕС было половиной дела. Надо было еще «разрулить» ситуацию с Вашингтоном. Аванс был получен – президента страны Ильхама Алиева пригласили в Америку на недавний саммит по ядерной безопасности. И лидер Азербайджана решил ехать за океан не с пустыми руками, и в середине марта подписал распоряжение о помиловании 16 активистов местных НПО, оппозиции и журналистов, на освобождении которых настаивал Запад.
Алиев был обласкан в Вашингтоне: несмотря на многочисленность высокопоставленных гостей, госсекретарь Джон Керри и вице-президент Джо Байден уделили ему время для отдельных переговоров и не скупились на выражения о высоком стратегическом значении Азербайджана для США.
Но наивно было бы полагать, что Вашингтон намерен в своем давлении на Баку, ограничиваться темой прав человека. В последние годы, судя по информации из источников, заслуживающих доверия, его недовольство вызывали независимая внешняя политика Азербайджана, ужесточение позиции правительства в вопросах энергетического сотрудничества с транснациональными компаниями, фактическое приостановление участия страны в партнерских программах НАТО, ограничение связей с Пентагоном.
Одним из вопросов, беспокоящих западные компании, было отсутствие ясности с подписанием нового соглашения о разработке нефтяных месторождений «Азери-Чыраг-Гюнешли». Не успел Алиев вернуться из Америки, как в местной прессе появились сообщения о заключении нового соглашения по указанным месторождениям на 25-летний срок (2024-2049 годы) уже этим летом. Причем, для обеспечения гарантий соблюдения интересов членов консорциума контракт вновь будет ратифицирован парламентом страны как документ имеющий в Азербайджане силу закона.
Но американские компании имеют интерес не только к нефтяному сектору азербайджанской экономики. В частности, они давно хотят поучаствовать в развитии перспективной телекоммуникационной сфере. В этой связи, в свете недавнего объявления правительством Азербайджана новой программы приватизации с участием иностранных инвесторов, перед ними открываются новые перспективы.
Возобновляются контакты и в военной сфере. После двухгодичного перерыва в марте вновь состоялись военные консультации между двумя странами. Американцев в регионе больше всего интересуют информация о возможном транзите компонентов ядерного и других видов оружия массового поражения. В этом смысле, для США сотрудничество с Азербайджаном в данной сфере является критически важным. Неслучайно 2 апреля на пресс-конференции по итогам саммита по ядерной безопасности в Вашингтоне Обама особо отметил важность партнерства с Баку в противодействии угрозам ядерной контрабанды.
«Азербайджан, как и многие другие страны, участвующие в этом процессе, уже предпринял ряд шагов по отражению общей угрозы», - заявил президент США.
Помимо того, реализуемый с участием Азербайджана проект транспортного коридора Восток-Запад в полной мере отвечает стратегии восстановления древнего «Шелкового пути», выдвинутой сенатором Сэмом Браунбеком в конце 90-х как альтернативы перевозке грузов из КНР в Западную Европу.
Таким образом, на сегодня действия азербайджанского правительства во многоим совпадают с интересами США. Правда, Азербайджан не демонстрирует однозначного курса на интеграцию в европейские и евроатлантические структуры. Но после того, как форсирование шагов по интеграции Грузии и Украины породили тяжелые последствия не только для этих стран, но и для отношений Запада с Россией, в Вашингтоне и Брюсселе, вероятно, поняли непродуктивность давления на Баку и создания нового очага напряженности. К тому же, чрезмерно сильный нажим мог бы дать обратный эффект и подтолкнуть Азербайджан к сближению с Россией.
Таким образом, можно констатировать, что Запад в своих отношениях с Азербайджаном возвращается к политике второй половины 1990-2000-х годов, основанной на прагматизме и уважении права Баку на свободный выбор партнеров.
Азербайджан, в свою очередь, вновь разворачивается к традиционно сбалансированной внешней политике, нацеленной на поддержание ровных отношений со всеми мировыми и региональными игроками. Красноречивым свидетельством тому может служить состоявшаяся спустя неделю после визита Алиева в США трехсторонняя встреча в Баку глав МИД Азербайджана, РФ и Ирана, на которой были определены приоритеты взаимодействия в этом многостороннем формате, включая реализацию транспортного коридора Север-Юг, совместных энергетических проектов, противодействия угрозам безопасности, включая виды транснациональной преступности и др.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте