Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Диверсификация чужими руками

Автор: Пресс-папье



Оживившиеся в последние месяцы процессы вокруг реализации проекта международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг» (его ключевым участником является Иран) поднимают вопросы стратегического выбора Тегерана в коммуникационной сфере. Похоже, предпочтение Ирана будет отдано именно этому маршруту. Дополнительную значимость данной проблеме придает особый интерес Китая к вовлечению ИРИ в широкомасштабный проект «нового Шелкового пути» – коридора, связывающего Восток с Западом.

Парадоксы иранской части МТК
Иранское участие в проекте «Север-Юг» подразумевает под собой работу Тегерана по созданию двух железнодорожных маршрутов – строительство участка Решт-Астара, который призван соединить железные дороги Ирана и Азербайджана, и модернизация участка железной дороги Гармсар-Инчебурун протяженностью почти в 500 км, который соединит современной магистралью Иран и Туркмению. Но именно с участием Ирана в сооружении этих двух участков и заключается основной парадокс ситуации. Он состоит в том, что если железная дорога Решт-Астара в действительности является частью коридора «Север-Юг», соединяющего Иран и Россию, то Гармсар-Инчебурун, скорее, считается проектом, ориентированным на «оттирание» России от основного грузопотока из Центральной Азии в Европу.

Решт-Астара
Проект строительства участка Кезвин-Решт-Астара, который должен соединить железные иранские и азербайджанские дороги, обсуждался с 2004 года, однако какая-то конкретика тут стала вырисовываться только в последнее время. Обусловлено это несколькими факторами.
Во-первых, Иран самостоятельно практически полностью завершил строительство участка Кезвин-Астара, показав, что в целом к проекту он относится серьезно. Во-вторых, ухудшение отношений между Азербайджаном и Западом толкнуло Баку на то, чтобы пойти по пути нормализации его отношений с ИРИ и поддержки совместных с ней проектов. В-третьих, Россия, увидевшая угрозу со стороны китайского проекта Шелкового пути, начала более пристально присматриваться к МТК «Север-Юг», который, в некотором смысле, рассматривается как альтернатива китайским коммуникационным затеям в этом регионе.
Соединение всех этих факторов, а также принципиальное согласие Москвы выделить Ирану кредит в 5 млрд. долларов для поддержки проектов, представляющих взаимный интерес, создали объективные условия для продвижения сторон по пути реализации проекта железной дороги. Несмотря на то, что характер ирано-российско-азербайджанских переговоров остается непубличным, однако все говорит о том, что у сторон есть значительные как никогда шансы для того, чтобы прийти к принципиальному согласию по данному проекту.
Очевидно, что как только железные дороги Ирана и Азербайджана соединятся, по новому маршруту пойдут потоки грузов не только в сторону России, но и в направлении грузинских портов Поти и Батуми, а также проектируемого глубоководного порта Анаклия (Западная Грузия). Необходимость перегрузки там контейнеров на морские суда для дальнейшей их транспортировки в Европу все равно оставит маршрут Иран-Азербайджан-Россия более выгодным, чего нельзя сказать о дороге Гармсар-Инчебурун.

Гармсар-Инчебурун или «с российскими кредитами – на Запад»
Как парадоксально бы это ни звучало, но активно поддерживаемый в течение последнего времени ОАО «Российские железные дороги» проект Гармсар-Инчебурун в перспективе может стать причиной лишения РЖД значительных объемов транзитного грузопотока. Сама дорога Гармсар-Инчебурун, которая на сегодняшний день функционирует, но слаборазвита и не электрифицирована, способна обеспечивать транспортировку до 8 млн. тонн грузов в год. После ее электрификации и модернизации этот показатель должен дойти до 20-25 млн. тонн, что резко повысит значение и транзитный потенциал данного маршрута.
С осени 2015 года электрификация и модернизация этой дороги стали ключевым элементом переговоров между РЖД и Ираном. Предварительно стороны пришли к соглашению о том, что на средства 5-тимиллиардного, выделяемого Тегерану Москвой, российская компания, среди прочих работ, проведет также электрификацию и модернизацию данного участка. Общая их стоимость должна была составить более 1 млрд. долларов США.
С технической точки зрения, с этим проектом все в порядке. В случае его реализации, как заявляют многие, наконец-то будут соединены железные дороги Ирана, Туркмении, Казахстана и России. Но тут возникает уже упомянутый парадокс. Дорога на казахстанском участке соединится с китайским «Шелковым путем», что позволит направить поток китайских грузов из Казахстана в Европу не через Россию, а через Иран. Тем самым, дорога станет частью не МТК «Север-Юг», а коридора «Восток-Запад». Для того чтобы понять очевидность данной перспективы, надо вспомнить, что именно по участку Гармсар-Инчебурун в начале этого года проехал первый, символический и широко разрекламированный товарный поезд Китай-Казахстан-Туркмения-Иран.
Можно, конечно, считать, что РЖД пытается взять под контроль модернизацию проекта, который призван отрезать ее же от перспективных транспортных артерий, однако характер контракта такого контроля не предполагает. Российская компания станет подрядчиком проекта и после его завершения не получит на участке ни концессии, ни статуса временного оператора.
Надо отметить, что иранские расчеты по данному проекту выверены почти до совершенства. Ведь, в конечном счете, модернизация дороги создаст для Тегерана идеальные условия пошаговой реализации его транзитных планов: а) Ирану дорога нужна, но на ее строительство; б) профинансировать проект готовы китайцы, которые будут требовать контроля и одностороннего использования появившихся мощностей; в) объявились российские средства и российская компания, работа с которыми не приведет ни к каким потерям, по крайней мере, для иранской стороны. Тем самым дорогу, соединяющую Восток с Западом, будут строить руками и на средства Севера таким образом, что Тегеран получает шанс максимально сохранить свою самостоятельность для будущего разговора с Китаем и Европой об использовании своих железных дорог для транспортировки грузов между ними.

Альтернатива нужна всегда
Несмотря на уже достигнутый прогресс на переговорах с российской стороной о финансировании электрофикации Гармсар-Инчебурун, Тегеран пытается подстелить себе соломку на случай, если договоренности с Москвой закончатся неудачей. Такой своеобразной «подушкой безопасности» являются активный диалог и договоренности между крупнейшей иранской профильной корпорацией «MAPNA» group и немецким гигантом «Siemens». Именно «MAPNA» отвечает в Иране за электрификацию железных дорог, которая, правда, является только одним из направлений ее деятельности (производство и установка турбин для гидро- и тепловых электростанций, а также создание других элементов для энергетической отрасли).
2 марта 2016 года в Берлине «MAPNA» и «Siemens» в присутствии министра экономики и энергетики Германии Зигмара Габриеля и министра энергетики ИРИ Хамида Читчяна подписали контракт на поставку двух газовых турбин класса F для ТЭС, строящейся в порту Бендер-Аббас. Стороны также подписали меморандум о взаимопонимании, в котором зафиксировали планы по сотрудничеству в модернизации энергетических систем и электрификации инфраструктуры. Профильным направлением электрификации фирмой «MAPNA» являются именно железные дороги, а по этой части у немецкого концерна также есть немалый опыт.
Говорить о том, что стороны пойдут на сотрудничество именно в части работ на участке Гармсар-Инчебурун, конечно же, нельзя. Однако надо отметить, что достигнутые договоренности создают для Тегерана достаточно хорошу альтернативу на случай, если достигнутые еще до снятия санкций договоренности с Россией в новых условиях по какой-то причине не сработают.
Так или иначе, при реализации любого из упомянутых сценариев Иран сохранит максимальную независимость при эксплуатации этого транспортного узла, что позволит стране стать не просто транзитной территорией, а полноправным участником международных транспортных проектов.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте