Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Цена конфликта для Грузии (03.06.2016)

Автор: Вахтанг Чарая, директор Центра анализа и прогнозирования Тбилисского государственного университета.

Грузино-абхазский и грузино-осетинский конфликты, как в Грузии, так и в регионе в целом, представляют собой один из основных факторов нестабильности.
На первый взгляд, стабильность должна входить в интересы всех региональных игроков, хотя в действительности дело обстоит не так просто, хотя бы потому, что территориально крупнейшая и экономически наиболее мощная в регионе страна – Россия – вот уже 25 лет, является одним из основных факторов дестабилизации.
Рост безработицы вместо экономического роста, ориентация бюджета на социальные потребности, постоянная политическая нестабильность, снижение уровня национальной безопасности и нестабильность, вызванная размещением российских военных баз на оккупированных территориях – таков «скромный» перечень проблем, стоящих перед Грузией вследствие войн последних 25 лет.
Для страны с небольшой территорией и слабой экономикой, которой одновременно приходится справляться с двумя территориальными конфликтами, особое значение имеет правильная тактика поведения в отношении абхазов и осетин. Очевидно, что без формирования положительного отношения со стороны (местного – ПП) населения интеграция (в Грузию – ПП) этих двух конфликтных территорий практически исключена. Более того, это минимальное и в то же время недостаточное требование для создания совместного государства.
За последние 10 лет (с 2006 по 2015 годы) для сохранения высокого оборонного потенциала и улучшения его качества власти Грузии потратили на оборону до 7 миллиардов долларов, что составляет в среднем 5,3 процента годового ВВП. Стандарт же стран-членов НАТО не превышает 2,1 процента. Таким образом, можно сказать, что цена конфликта (для Грузии – ПП) составляет не меньше 5 миллиардов долларов.
Количество беженцев и насильственно перемещенных лиц, в общей сложности, составляет 450 тысяч человек. Если имущество каждой семьи оценить в среднем в 20 тысяч долларов, то, соответственно, мы можем сказать, что потери равны, как минимум, 2 миллиардам долларов.
По данным за март 2015 года, в Грузии зарегистрировано 263 598 насильственно перемещенных лиц (7% населения). До сих пор только 18 679 предоставлены квартиры общей стоимостью 20 миллионов лари (около 9,5 млн. долл. США – ПП). Сумма, требуемая для завершения этого проекта, составляет 100-150 миллионов долларов. Вместе с тем, по закону «О лицах, перемещенных с оккупированных территорий Грузии», каждому такому гражданину назначается пособие в размере 45 лари (21 долл. США – ПП). На эти цели уже потречено до 600 миллионов долларов.
Мы целиком разделяем мнение конфликтолога Георгия Канашвили о том, что над одним и тем же вопросом работает множество государственных структур, что приводит к дублированию функций, осложняет координацию, а в ряде случаев обуславливает конкуренцию между ведомствами. Но, что самое главное, содержание последних обходится слишком дорого.
В период с 1992 года по 2008 год, пока Россия не заблокировала деятельность международной наблюдательной миссии в Грузии, международные организации потратили на помощь (стране) 398 миллионов долларов, а с октября 2008 года – 150 миллионов долларов.
Признание Россией в 2008 году независимости конфликтных регионов (Абхазии и Южной Осетии – ПП) – не что иное, как пустая трата времени, а также без того скудных финансовых ресурсов этих регионов. Более того, за этим признанием не последовало интеграции в международные организации, что считается одной из основных характеристик независимого государства. Даже контроль на т.н. «государственной границе» является прерогативой Российской Федерации.
По данным российских источников, в период с 2008 по 2015 год Россия ежегодно перечисляет Южной Осетии 100 миллионов долларов. В 2016 году эта помощь уже составила 8,7 миллиарда рублей (приблизительно 130 миллионов долларов). В течение последних 10 лет Южная Осетия получила финансовую помощь в размере 1 миллиарда долларов, хотя уровень жизни рядовых граждан практически не изменился.
И все же, еще не все потеряно, и урегулирование конфликтов по-прежнему остается актуальным. Это будет способствовать долгосрочному развитию страны. Подобных примеров в мире немало. Для иллюстрации достаточно привести пример Израиля и Кореи.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте