Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Бразды модераторства

Автор: Пресс-папье

20 июня в Санкт-Петербурге при личном посредничестве Владимира Путина будут проведены трёхсторонние переговоры президентов России, Армении и Азербайджана. Не исключено, что они дадут старт формированию новой ситуации в переговорном процессе по урегулированию Карабахского конфликта.
Эта встреча (а, возможно, встречи) И. Алиева и С. Саргсяна будет второй по счету после «четырехдневной» апрельской войны на линии соприкосновения между Нагорным Карабахом и Азербайджаном. Первый контакт между двумя лидерами произошел 16 мая в Вене под эгидой руководителей внешнеполитических ведомств стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, России, США и Франции.
В Вене российский министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что Ереван и Баку настроены на политическое разрешение противостояния, а страны-посредники сделают всё необходимое, чтобы им в этом помочь. Глава российского МИД отметил: «В июне президенты Азербайджана и Армении согласуют время и место своей следующей встречи, на которой продолжится работа по согласованию параметров окончательного урегулирования карабахской проблемы».
Представляется, что предстоящая встреча в Санкт-Петербурге станет именно той площадкой, на которой будет дан старт «работе по согласованию параметров окончательного урегулирования карабахской проблемы». И старт даёт именно российский президент. Представители ОБСЕ уже заявили, что эта организация не вовлечена в подготовку петербургского саммита. То есть, речь идёт о конкретной инициативе Москвы.
Напомним, что именно России принадлежит решающая роль в прекращении апрельских боев в Карабахе. В то же время её дипломатическая активность продолжалась и в дальнейшем. Премьер-министр Дмитрий Медведев и министр иностранных дел Сергей Лавров побывали в Ереване и Баку, показав тем самым, что Москва намерена проводить также «челночную дипломатию».
В Ереване ожидают, что саммит в Санкт-Петербурге может дать конкретные результаты. Вряд ли Владимир Путин приглашает своих коллег для того, чтобы в очередной раз заявить, насколько плоха война и как важен мир в регионе.
В то же время необходимо отметить, что свои шаги в нагорно-карабахском процессе Москва предпринимает вместе с другими международными посредниками. Причем, судя по их совместным активным действиям и заявлениям, сегодня закавказский конфликт стоит для них в одном ряду с конфликтами на Украине и в Сирии. Получается, что, в смысле приоритетности, Нагорный Карабах – одна из актуальных геополитических проблем. Более того, как постоянно говорят высокопоставленные представители Москвы, Вашингтона и Парижа, субстантивные переговоры относительно выработки всеобъемлющего урегулирования должны начаться как можно быстрее.
Очевидно, что апрельское обострение стало определенным стимулом не только для реанимации переговорного процесса. По всей вероятности, посредники заинтересованы в том, чтобы Ереван и Баку начали переговоры по конкретным пунктам документа по мирному урегулированию проблемы. И в этом смысле подходы РФ, США и Франции во многом совпадают. Это объясняется геополитическими изменениями, произошедшими в последние годы в мире, и, в частности, в регионах в непосредственной близости от Нагорного Карабаха.
Именно в эти годы произошла военно-политическая дестабилизация на Ближнем Востоке и Северной Африке, которая постепенно распространилась и оказала сильное воздействие на евразийское политическое пространство, где ситуация и до этого не отличалась устойчивостью. Речь, в частности, идёт о событиях на Украине, продолжающихся вылазках экстремистов на Северном Кавказе, неопределённых политических перспективах Молдавии и Грузии, а также о фактически гражданской войне в Турции.
В контексте всеобщей нестабильности, когда система баланса сил быстрыми темпами меняется, ещё одна войне – теперь уже в стратегически важном регионе Южного Кавказа – никому из мировых игроков не нужна. Никто из них не может дать гарантию, что при углублении и расширении Карабахского конфликта он не трансформируется в региональную войну с вовлечением третьих стран, т.е. России, Турции, Ирана, или же таких внерегиональных государств, как США.
Между тем, именно из-за всеобщей военно-политической дестабилизации разрешить данный конфликт стало намного труднее, чем 7-10 или даже 15 лет назад. Вот почему сегодня программа-минимум для сопредседателей Минской группы ОБСЕ – это недопущение нового витка эскалации. В то же время они понимают, что статус-кво становится всё более хрупким и бесперспективным, поэтому и пытаются ускорить миротворческий процесс.
Судя по высказываниям представителей Армении и Азербайджана, а также международных посредников, в Санкт-Петербурге будет начато обсуждение отредактированных (или модернизированных) принципов, которые были предложены от имени стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ в 2011 году в Казани, на встрече президентов России (Дмитрия Медведева), Армении и Азербайджана.
Сегодня лидеры сторон конфликта встречаются не с (тогдашним) президентом Медведевым, а с (нынешним) президентом Путиным. К тому же, как мы отмечали, в совершенно другой, в отличие от 5-летней давности, геополитической ситуации. Речь идёт о единой позиции посредников по карабахскому урегулированию, которые в нынешней ситуации передали в вопросе урегулирования конфликта бразды основного модератора российскому президенту. Складывается впечатление, что Владимир Путин готов взять на себя самую трудную на сегодня, «черную работу» и вывести переговорный процесс из глухого тупика.
И действительно, российскому лидеру придётся решить в Северной столице весьма непростую задачу: сблизить позиции сторон, которые по основным вопросам резко противоположны. Баку выступает против референдума по будущему независимому статусу Нагорного Карабаха и отказывается признавать НКР в качестве полноправной стороны на переговорах. Для Еревана, наоборот, приоритет – это участие Карабаха в ведущихся обсуждениях и фиксация даты референдума по будущему независимому статусу республики. Более того, если до апрельской войны кто-то в Ереване и был готов пойти на, так сказать, «взаимоприемлемый компромисс» (передачу Азербайджану части территорий, занятых в 1992-94 годах, в обмен на признание Карабаха), то сегодня Армения и, особенно, Нагорно-Карабахская Республика существенно радикализировали свои позиции. Именно по этой причине чисто теоретически трудно представить, что петербургская встреча может стать началом реального урегулирования самого застарелого конфликта на пространстве бывшего СССР. Но, кто знает, может, российский президент сделает Еревану и Баку такие предложения, от которых они «не смогут отказаться»?..

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте