Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Почему греки пытаются противопоставить друг другу Грузинскую и Русскую церкви (02.07.2016)

Автор: Нино Хачидзе

Так вышло, что Всемирный церковный собор прошел без участия Грузинской Православной церкви. Но сейчас мы говорим не на эту тему, вместе с историком церкви Зазой Абашидзе мы пытаемся разобраться в противоречиях внутри православного мира. Возможен ли пересмотр рамок юрисдикции православной церкви, чем закончится противостояние между Московским и Константинопольским патриархатами на предмет первенства и звания т.н. «третьего Рима»?
«Тбилиселеби»: - Противостояние между Московским и Константинопольским патриархатами – событие неновое, но когда начались эти напряженные отношения, и что стало причиной соперничества?
З. А.: - Я не вижу большого противостояния между Московским и Константинопольским патриархатами. Заявление Московского Синода было самым мягким и достаточно корректным: дескать, поскольку некоторые вопросы требуют прояснения, будет лучше, если мы собор отложим. Я не думаю, что в этом конкретном случае противостояние проявилось очень резко, а разногласия между ними есть и были раньше, но их имеют и другие православные церкви.
Как известно, в православном мире среди 14 православных церквей, Константинопольский патриарх считается первейшим среди равных и в диптихе упоминается на первом месте. Известно противостояние Константинополя и Рима, когда Рим пытался сделать так, чтобы Константинополь не имел таких же привилегий, как он и, действительно, в диптихе, существовавшем до разделения (церквей – ПП), Рим упоминался на первом месте.
Возвышение Константинополя началось с 381 года, т.е. со второго Всемирного церковного собора. На четвертом соборе он фактически сравнялся с Римом, но Рим не признавал этого, а Константинополь стоял на своей позиции, и эта напряженность между ними всегда существовала.
Что касается Русской церкви, то возвышение Московского патриархата начинается именно в период падения Византийской империи, которая пала в 1453 году, а в 1448 году россияне избрали своего митрополита, не спросив дозволения у Константинополя. Это означало, что они сами провозгласили свою автокефалию, которую Константинополь не признал.
«Тбилиселеби»: - То есть, до середины XV-го века Русская церковь не имела автокефалии?
З. А.: - Нет, до 1448 года ее не было, до того их митрополита назначал Константинополь поскольку Русская церковь подчинялась Константинопольскому патриархату. Первый большой раскол между русскими и греками произошел после того, как митрополит Московский (Киевский – ПП) Исидор, грек по национальности, на Ферраро-Флорентийском соборе от имени Русской церкви подписал унию с католической церковью. В России это вызвало резкий протест, Исидора отстранили, а затем изгнали из страны. Спустя несколько лет, Русская церковь сама избрала митрополита и после падения Византийской империи, в России появилась известная религиозно-политико-теологическая формула: «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не быть». Эта фраза принадлежит монаху из Пскова Филофею, который написал несколько писем (великому – ПП) князю Московскому Василию III. В этих эпистолах он не утверждает, что, дескать, мы – третий Рим, но говорит князю, что он остался единственным православным государем, который может объединить христиан и стать их покровителем.
«Тбилиселеби»: - Он указал на вызволение Константинополя, о чем сейчас говорит Путин, мол, хочу вернуть Константинополь христианам? Читается ли этот пафос в обращении псковского монаха к князю Московскому?
З. А.: - Нет, Филофей писал не об этом, это потом писали россияне, утверждая, что стали «третьим Римом», но это обычное явление в христианстве – как только усиливается какая-нибудь страна, она пытается взять на себя функцию защиты христиан. В Грузии тоже так было. Давид Строитель называл себя «мечом Мессии» и соответствующие надписи делал на монетах, этим он всему исламскому миру говорил, что является заступником и защитником христиан. Так и Россия – как только усиливалась, она брала на себя защиту христиан. Князь Василий хорошо усвоил это поучение Филофея, и впоследствии другие российские цари повторяли эту формулу: «Москва есть третий Рим и четвертому не быть».
«Тбилиселеби»: - Они очень хорошо выполнили функцию «защиты» христиан, когда отменили автокефалию Грузинской церкви... Адекватна ли претензия России на звание «третьего Рима»?
З. А.: - Грузинская церковь еще в условиях существования Византийской церкви заявила, что она наследница Византии, что Давид Строитель – защитник христиан. Между прочим, это так и могло быть, если бы не монголы, появление османов (турок – ПП). После падения Константинополя Грузия оказалась в ужасном положении, находясь в окружении мусульманских стран, она не смогла взять на себя эту функцию. Поэтому с XV века грузины пытались связаться с Россией. В тот период Россия усиливалась, и на нее с надеждой смотрели не только Грузия, но и другие страны. Поэтому претензии России на звание «третьего Рима» в средние века абсолютно оправданы. Однако сегодня совершенно иная обстановка, и Русская церковь – лишь одна из обычных местных автокефалий.
«Тбилиселеби»: - Представители духовенства Абхазии обратились к патриарху Константинополя...
З. А.: - Раньше они тоже не раз обращались.
«Тбилиселеби»: - На этот раз Патриарх Константинопольский разрешил им обратиться к собору с просьбой предоставить им автономию в подчинении Константинопольского Патриархата.
З. А.: - Константинопольская церковь не имеет никакого права вмешиваться в юрисдикцию Грузинской церкви! Всемирный собор вряд ли рассмотрит этот вопрос в условиях отсутствия представителей Грузинской церкви.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте