Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Насколько угроза терроризма приблизилась к границам Грузии (14.07.2016)

Автор: Нино Хачидзе

Транспортировка грузов из Ирана в Европу, возможно, будет осуществляться через Азербайджан, но не исключено, что этот маршрут минует Грузию, и до адресата грузы дойдут через Россию или Турцию, что для нас невыгодно.
Какой маршрут считается реальным, какие это создаст угрозы и какую выгоду принесет Грузии, и что самое главное, с учетом протекающих в Евросоюзе процессов, почему не грузинское государство не проявляет активности в вопросе повышения собственной безопасности в восточном направлении, не ищет партнеров для нейтрализации северного фактора на тот случай, если Западу будет не до нас? На эти темы корреспондент издания побеседовал с экспертом по вопросам Ближнего Востока Василием Папава.
«Тбилиселеби»: - Какой маршрут транспортировки иранских грузов просматривается на ирано-азербайджанском направлении?
В. П.: - До 2012 года ирано-азербайджанские отношения характеризовались перманентной напряженностью даже на уровне, когда в результате проведенной Алиевым спецоперации было уничтожено несколько проиранских шиитских группировок. Как тогда заявлял Баку, они планировали экспорт исламской революции в Азербайджан, следовательно, между ними (двумя странами – ПП) были весьма прохладные отношения. Однако после избрания нынешнего президента Ирана (Хасана Рухани – ПП) обстановка изменилась, с Ирана сняли санкции, а Азербайджан пересмотрел свою (иранскую – ПП) политику. Ее прежнее отношение к Ирану теряло смысл, поскольку Запад намеревался восстановить связи с Тегераном. Вспомним последний визит Алиева в Иран, когда было подписано несколько договоров, и один из ведущих в числе этих документов – о сотрудничестве в сфере экономики. В связи с апрельской напряженностью в отношениях (Баку – ПП) с Ереваном из-за Карабаха, Иран сделал несколько недвусмысленных заявлений, дав понять, что поддерживает территориальную целостность Азербайджана. Первоначально Тегеран поддерживал Армению, поэтому это было весьма важное заявление. В (бакинских – ПП) кулуарах ходят слухи о том, что между странами возможно сотрудничество и в военной сфере, но не такое масштабное, как с Турцией.
«Тбилиселеби»: - Вооруженные силы Турции и Азербайджана почти слились друг с другом, а это возможно с учетом соперничества Турции и Ирана за первенство в регионе?
В. П.: - Из стран Южного Кавказа самую гибкую дипломатическую политику проводит Азербайджан. Он поддерживает отношения с Западом, Турцией и даже с Россией, несмотря на то, что во время Карабахской войны решающую роль в победе Армении сыграла именно она.
Иран – не та страна, которую можно списать со счетов. Он находится в пятерке лидеров мира по запасам нефти и газа. На фоне технологической отсталости иранской инфраструктуры, уровень промышленности никак нельзя сравнивать с Турцией и Саудовской Аравией. Но страну не свалили 37-летние санкции. Поэтому Иран имеет большой потенциал для того, чтобы в течение ближайших 20-30 лет стать одной из ведущих стран региона и опередить, как Турцию, так и Саудовскую Аравию. И Азербайджан видит эту перспективу.
С другой стороны, сирийский геополитический кризис связал между собой Россию и Иран.
Что касается Южного Кавказа, то здесь Иран имеет свои интересы. На протяжении последних 200 лет он вообще не был представлен в этом регионе, поскольку этот регион считается уже «распределенным»: Азербайджан – с Турцией, Армения – с Россией, а Грузия – с Западом. Для Ирана почти не остается места, но если учесть экономический потенциал страны, то, как Турция, так и Россия могут подвинуться. В перспективе ни та, ни другая не могут предложить Южному Кавказу такие проекты, какие может предложить Иран.
«Тбилиселеби»: - Вы говорите, что Ирану нужно укрепить свои позиции на Южном Кавказе, и тут Грузия – самый свободный потенциальный партнер для него. В связи с этим мы можем предположить, что для Тегерана выгоднее, чтобы его грузы, независимо от того, как их повезут – через Азербайджан или через Армению, прошли через Грузию. Или же перевозчики предпочтут маршруты, проходящие через Россию и Турцию? Исходя из этого, возникает вопрос: Грузия нужна Ирану?
В. П.: - Наиболее дешевый маршрут пролегает через Азербайджан и Грузию, а путь, идущий из Азербайджана в Россию, обходится дороже. Хотя экономический вопрос и политический аспект – разные понятия. В Армении сложный рельеф, хотя исторически Иран и Армения всегда имели хорошие отношения. Грузия тоже выразила готовность оптимизировать отношения с Ираном. А Азербайджан, несмотря на то, что Турция является его «старшей сестрой», все же хочет иметь добрососедские отношения с близким соседом.
«Тбилиселеби»: - Но в такой обстановке очень важен фактор России, которая заведомо ослабеет, если Иран найдет выход и опору на Южном Кавказе. Может ли Москва провалить эти проекты? И второй вопрос: ее участие в них может стать механизмом нейтрализации России?
В. П.: - Вспомним визит президента Туркмении в Грузию. Как только он отбыл, Россия тотчас задействовала ползучую оккупацию, чтобы показать всем, что Грузия не является стабильным партнером для таких масштабных проектов. Допустим, Иран в полной мере активизируется на азербайджано-грузинском направлении – энергопроекты, транспортные маршруты, инвестиционные проекты… Россия может повторить то же самое, потому, что она заинтересована в изоляции Грузии, в ее превращении в государство без функции, поскольку только в этом случае Москва сможет продемонстрировать свою доминантную роль и утвердиться на Южном Кавказе.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте