Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Без недомолвок и недоверия

Автор: Пресс-папье

Бакинский саммит президентов Азербайджана, Ирана и России, состоявшийся 8 августа, оформил становление нового регионального формата сотрудничества. В его итоговой декларации закреплено регулярное проведение встреч не только в верхах и уровне министров иностранных дел, но и форматах отдельных отраслевых ведомств.
Трехсторонняя встреча президентов Ильхама Алиева, Владимира Путина и Хасана Рухани продемонстрировала настрой лидеров трех стран на конструктивное взаимодействие в целях обеспечения интересов народов своих государств.
Формирование оси сотрудничества Москва-Баку-Тегеран обусловлено, прежде всего, общностью интересов экономического развития и совместного противодействия угрозам и вызовам безопасности ИРИ, Азербайджана и РФ.
Все три страны столкнулись с серьезными экономическими трудностями. Иран многие годы находился под санкциями и только сейчас выходит из изоляции, Россия пребывает в режиме санкций Запада и контрсанкций в настоящее время, что оказывает не благоприятное воздействие на экономическое положение страны. Кроме того, оба государства не досчитываются колоссальных средств из-за низких цен на нефть и газ. Еще больше от этого страдает Азербайджан, у которого объемы экспорта углеводородов существенно скромнее, чем у северного и южного соседа.
Новые экономические реалии требуют поисков путей диверсификации экономических возможностей. В этой связи было решено реанимировать проект транспортного коридора «Север-Юг», вдохнув в него новую жизнь.
Соглашение о международном транспортном коридоре «Север-Юг» было подписано еще в 2000 году между РФ, ИРИ и Индией. В ту пору подразумевалось перемещение товаров из Индии в Иран, а оттуда – в Россию морским путем, однако из-за большого количества перевалок грузов с одного вида транспорта на другой, сложностей оформления в портах маршрут не заработал в том объеме как задумывалось.
Гораздо быстрее и проще отправлять грузы из Ирана в Россию и далее в Европу железнодорожным транспортом. Однако прямое железнодорожное сообщение между Ираном и Советским Союзом через Закакавказье, которое существовало в советские времена, из-за оккупации Арменией части территорий Азербайджана было приостановлено. Альтернативой ему является железная дорога Казвин-Решт-Астара, которая выходит к азербайджанской границе и, таким образом, соединяет стальные магистрали трех стран.
Ветка Казвин-Решт (205 км) уже почти построена. Азербайджан со своей стороны уже в апреле этого года начал строительство 8-километрового отрезка Астара (Иран) - Астара (Азербайджан). Баку выразил готовность предоставить кредит в 500 млн. долларов и на строительство иранского участка Решт-Астара (около 150 км.).
Реализация этих проектов позволит создать прямой железнодорожный коридор от Персидского залива через Азербайджан и Россию до северо-восточной и северной Европы. Этот маршрут почти на 20 суток короче того, который проходит из Персидского залива в указанные регионы Европы через Суэцкий канал. При этом, железная дорога является наиболее дешевым видом транспорта.
Помимо того, создание Азербайджаном транспортного хаба на западном побережье Каспия, в частности, современного морского порта и логистического центра в поселке Алят близ Баку, где пересекутся коридоры «Север-Юг» и «Восток-Запад» повысит привлекательность обоих маршрутов.
Конечно же, его главными бенефициарами станут основные транзитные страны – Россия, Азербайджан и Иран.
Снятие санкций с Ирана предвещает активизацию торговых связей этой страны с государствами Евросоюза и, в этом смысле, наиболее оптимальным транспортным маршрутом в перевалке грузов становится коридор «Север-Юг».
Помимо транспортных коммуникаций, три страны имеют потенциал сотрудничества и в области энергообмена, о чем также говорилось на бакинском саммите.
Северные провинции Ирана испытывают дефицит электроэнергии, который может покрываться за счет поставок из России и Азербайджана. Создание системы надежного энергопотока между РФ, Азербайджаном и Ираном, может способствовать экспорту электроэнергии и в соседние государства – Турцию, Пакистан, Афганистан.
В Баку лидеры трех государств обсудили и возможности взаимного использования трубопроводной инфраструктуры друг друга. Азербайджан уже много лет использует нефтепровод Баку-Новороссийск. Российские компании, в свою очередь, вполне могут использовать возможности нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан для быстрой прокачки нефти на средиземноморское побережье и на свои НПЗ на юге Европы («Росснефть», например, имеет такой завод в Италии). Иранцы же могут воспользоваться газотранспортной инфраструктурой Азербайджана для переброски газа в Турцию и страны Южной Европы.
Очевидно, что поле для сотрудничества есть и в совместной разработке каспийских углеводородов. Российский «ЛУКОЙЛ» и иранская государственная компания уже участвуют в проекте эксплуатацию газового азербайджанского месторождения «Шахдениз». На юге Каспия есть перспективные нефтяные структуры Араз-Алов-Шарг, принадлежность которых к Азербайджану оспаривает Иран. Возможно, совместная деятельность в этом направлении могла бы стать ключом к разрешению данного спора, а также к достижению прорыва в урегулировании вопроса с правовым статусом Каспия. Во всяком случае, наблюдатели говорят о том, что создание формата Россия-Азербайджан-Иран наверняка будет способствовать ближению позиций прибрежных стран по статусу Каспийского моря.
Углубление сотрудничества между тремя странами обуславливается и общими вызовами в области безопасности и, в частности, необходимостью противодействия наркотрафику, торговле людьми, контрабанде оружием, экстремизму и терроризму. Как известно, через Иран, Азербайджан и РФ проходит один из маршрутов перевалки наркотиков из Афганистана в Европу. Все три государства обеспокоены также расползанием исламского радикализма и терроризма на Ближнем Востоке.
России, Ирану и Азербайджану приходится противостоять не только открытым угрозам связанным с криминально-террористической дятельностью, но и пресекать попытки внутренней дестабилизации обстановки силами, поддерживаемыми западными структурами. В геополитическом соперничестве Запад и подконтрольные ему международные структуры часто используют риторику «защиты демократии и прав человека» для вмешательства во внутренние дела суверенных государств, искусственного нагнетания противостояния внутри этих стран, реализации сценариев «цветных революций». В этом смысле, Азербайджан, Россия и Иран являются странами, которые не поддаются давлению из вне и потому часто становятся объектами несправедливой критики со стороны евроатлантических кругов. Противостоять этому гораздо легче совместными усилиями, поддерживая друг друга на международной арене. Баку и Москва уже имеют подобный опыт в ПАСЕ.
Конечно, трехсторонний формат Россия-Азербайджан-Иран это не союз, и даже не региональная организация, но это новая геополитическая реальность, которая может в будущем влиять на всю политическую и экономическую конфигурацию Евразии. Ведь создаваемая ось пронизывает континент, начинаясь от Северного Ледовитого океана и заканчиваясь в Персидском заливе, фактически в Индийском океане.
Для Азербайджана деятельность на одной площадке со своими большими соседями – РФ и Ираном – имеет особое значение. Во-первых, это повышает международный авторитет Баку, который сумел на равных войти в региональный формат с превосходящими его по масштабам и экономической и военной мощи «тяжеловесами». Во-вторых, участие в трехстороннем формате, где стороны признают приоритет принципа невмешательств в дела друг друга минимизирует угрозы поддержки Россией и Ираном этнического сепаратизма, соответственно, на севере и юге Азербайджана. В-третих, страна усиливает свои возможности в осуществлении сбалансированной внешней политики и противодействия давлению Запада.
Наконец, Азебайджан, хотя и не получивший однозначной поддержки со стороны России и Ирана в карабахском вопросе, вполне устраивает выражение Москвой и Тегераном позиции, согласно которой, неурегулированность конфликтов является угрозой безопасности и развитию региона. Косвенно в этой формулировке указывается на недопустимость сохранения нынешнего статус-кво в Карабахском конфликте. Все это укрепляет дипломатические позиции Азербайджана на переговорах. Одновременно трехсторонний формат предполагает и сотрудничество в военно-технической сфере и расширяет возможности страны в вопросе наращивания закупок вооружений у соседей, прежде всего, у России.
Конечно, несмотря на оформление трехстороннего формата, говорить о полном устранении противоречий между тремя странами не приходится. Каждая из них имеет собственные национальные интересы, однако значение саммита состоит в том, что достигнутые договоренности способствуют формированию атмосферы диалога и конструктивного настроя на решение проблем без всяких недомолвок и недоверия.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте