Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Как Иран пытается восстановить свое влияние на Южном Кавказе, и как Азербайджан становится главной фигурой этого региона (10.08.2016)

Автор: Нино Хачидзе

Россия, Иран и Азербайджан подписали соглашение о доставке железнодорожных грузов из индийского Мумбая в российский Санкт-Петербург. Пробный поезд в тестовом режиме уже начал движение. С первого же взгляда понятно, что эта железнодорожная линия – альтернатива транспортного коридора из Индии в Европу (через Азербайджан и Грузию). С другой стороны, в министерстве нефти Ирана сообщили, что в ближайшем будущем планируется транспортировка «голубого топлива» из Ирана в Европу через Армению и Грузию. В понимании этой странной схемы нам помог эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе.
«Тбилиселеби»: - Россия представлена в обоих иранских проектах. Во втором – в лице Армении, поскольку сможет в любой момент прекратить поставки газа из Ирана в Европу.
И второй вопрос. Азербайджан пытается стать центром Южного Кавказа. Не остались ли мы в стороне и только по инерции следуем за происходящими в регионе событиями?
М. А.: - Все так, но, если тема транспортировки иранского газа через Грузию и Армению касается будущего, поскольку необходимых мощностей пока нет, ввод в действие железной дороги от Мумбая до Санкт-Петербурга – уже реальность. Мы знаем, что в первой половине августа из Индии в Россию отправится поезд. На первый взгляд, выходит, с активностью, наблюдающейся в последние годы на направлении восток-запад, в которой участвует Грузия, сталкивается активность в направлении север-юг. Мы оказались в эпицентре большой экономической активности, и тут в роли главной фигуры выступает Азербайджан, поскольку он является одним из инициаторов этого проекта, а также одним из участников маршрута с севера на юг.
«Тбилиселеби»: - Но и нам никто не мешал быть, как инициатором, так и транзитером...
М. А.: - Технически, это бы не получилось бы, поскольку географически между Ираном и Азербайджаном граница проходит преимущественно по низменности, и это намного выгоднее для железнодорожного сообщения. Именно поэтому не удалось организовать железнодорожное сообщение между Ираном и Арменией, где есть проблема рельефа. Граничащий с Арменией Северный Иран – горная местность, и функционирование железной дороги там связано с большими затратами. Между тем, существует Ирано-Азербайджанская железная дорога, и только ее незначительная часть повреждена. К тому же, она пролегает через низменность. Мы видим, что железная дорога Карс-Ахалкалаки проходит через горы, и за столько лет ее строительство еще не закончено.
Конечно, мы должны были проявить больше активности, хотя неизвестно, насколько эффективной она могла бы быть. В проекте Мумбай-Петербург Азербайджан не является главным участником. Инициаторами этого проекта являются Россия и Иран, а также, разумеется, партнер России – Индия. Так что, Азербайджан использовали (в хорошем смысле этого слова) для подключения к проекту. Россия удовлетворила и его амбиции, создав при этом новый экономический формат.
«Тбилиселеби»: - Выходит, что Азербайджан оттеснил нас от этих проектов?
М. А.: - Я бы так не сказал, поскольку это вовсе не азербайджанские проекты. Баку принимает в этом деле участие ради чужой доброй воли. Если кто-нибудь останется обиженным, так это Ереван, поскольку Россия сделала все для того, чтобы отвести в этом деле Еревану довольно неприятное место.
«Тбилиселеби»: - Очень унизила после «карабахского» апреля...
М. А.: - Тут же скажу, что те грузы, которые пойдут из Индии, предназначены не Азербайджану, а Северной Европе. Они могут попасть туда и другим путем. Не исключено также, что часть грузов вывезут в Европу по железной дороге через Карс.
«Тбилиселеби»: - Если на эти проекты мы посмотрим с точки зрения безопасности, то союзная Россия поставила Армению в такое положение, что хуже не бывает. Азербайджан, в известной степени, защищен – у него есть Турция, он сотрудничает с Россией и Ираном. А какая роль отведена нам в этой конфигурации, в каком лагере находимся мы, кто является нашим партнером, который стоит за нашей спиной?
М. А.: - Для США экономическая активность Ирана на Кавказе стала приемлемой и, вообще, в последнее время геополитические акценты сместились. Если раньше для Запада главной опорой была Турция, то ныне он пытается вовлечь в свою орбиту Иран, оторвав его от российских проектов. Проект, о котором мы говорим, несмотря на то, что он, на первый взгляд, кажется исключительно перспективным и интересным, не может радикально изменить обстановку, поскольку это не азербайджанский и не иранский, а российский проект.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте