Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

После выборов Карен Карапетян может возглавить правительство национального согласия, если...

Автор:

Президент Ассоциации политологов Армении Амаяк Ованнисян в беседе с корреспондентом электронного издания Tert.am анализирует возможные предвыборные изменения в соотношении сил между «прозападными» и «пророссийскими» партиями страны. Он указывает на необходимые шаги, которые следует предпринять новому премьер-министру Армении Карену Карапетяну, чтобы из «технического» премьера, коим он ныне является, превратиться в руководителя правительства национального согласия, и в этой роли продолжить свою деятельность на посту премьера после парламентских выборов, намеченных на апрель следующего года.
«Tert»: - Господин Ованнисян, в Армении сложилась новая ситуация. Новый премьер стремится избавиться от старых министров и обновить состав кабинета. Не считаете Вы, что, взяв в свои руки серьёзные хозяйственные и административные рычаги, он попытается вести свою игру. Насколько, на Ваш взгляд, это возможно?
А. О.: - Вы задали очень важный вопрос. Если Карен Карапетян, которого наши СМИ представляют ставленником Москвы, назначен премьером не для того, чтобы, потерпев неудачу, вызвать новую волну критики в адрес России, но, действительно, назначен с целью привнесения в управление страной консенсуса и общенационального согласия, то он обязан предпринять решительные шаги к восстановлению в обществе доверия к институту выборов, подорванного в предшествующий период, объединить вокруг себя все основные политические силы страны. С точки зрения этой задачи, использование нашего бесценного опыта создания во время парламентских выборов 2012 года объединённого межпартийного штаба общественного контроля над выборами может стать как раз той «волшебной палочкой», благодаря которой Карен Карапетян сумеет избежать опасного фиксирования своей роли «технического премьера», бесперспективной в контексте принятых недавно и закрепивших в стране парламентскую форму правления конституционных изменений, и сразу после выборов возглавить правительство национального согласия, способного вывести страну из кризиса.
Для достижения упомянутых целей Карену Карапетяну необходимо принять самое активное участие в парламентских выборах 2017 года, но не для того, чтобы самому выдвинуться, войдя в тот или иной партийный список. Чтобы после выборов возглавить правительство национального согласия, ему следует во время выборов быть «над схваткой», выступив арбитром и гарантом проведения в стране свободных, честных и внушающих обществу доверие парламентских выборов. Решение этой задачи, которое способно вернуть обществу хоть какое-то доверие к власти, вполне возможно, если Карен Карапетян на предстоящих выборах возьмёт на себя миссию руководителя объединённого межпартийного штаба общественного контроля над выборами, выступая при этом в качестве беспартийного, объективного арбитра. Все это обеспечит легитимное избрание нового состава Национального Собрания Армении.
Только в этом случае после выборов Карен Карапетян может претендовать на формирование правительства национального согласия, о необходимости которого говорил в одном из своих последних выступлений президент РА Серж Саргсян. Если данная программа, предлагаемая мной, будет им взята за основу, то я готов представить также «дорожную карту» её практического осуществления, обеспечив использование интеллектуального потенциала и организационных возможностей Ассоциации политологов Армении в консолидации общественно-политических сил страны для её успешной реализации.
Есть хорошее русское выражение, точно отражающее ситуацию, в которой оказался Карен Карапетян, получивший от своего предшественника на посту премьера очень тяжёлое наследство: «либо пан, либо пропал». Действительно, новый премьер либо станет «паном», объединив политические силы и сформировав после выборов правительство национального согласия, либо...
«Tert»: - После «апрельской войны» (в Нагорном Карабахе – ПП) в Армении активизировались пророссийские политические силы и деятели, такие, например, как партия «Альянс» и создаваемая партия «Разворот». Это, судя по всему, связано с назначением премьер-министром Армении Карена Карапетяна, до этого работавшего в Москве. Вы согласны с этой точкой зрения?
А. О.: - Позволю себе не согласиться с этим утверждением. Во-первых, после «апрельской войны» произошло нечто противоположное: прозвучали жёсткие оценки, которые в той или иной степени отражали общественное недовольство продажей Россией Азербайджану тяжёлых вооружений и их применением против НКР в ходе четырёхдневной войны. Председатель упомянутой Вами партии «Альянс» Тигран Уриханян был одним из восьми депутатов Национального Собрания Армении, проголосовавших против создания совместно с Россией системы противовоздушной обороны.
Во-вторых, нашему политическому спектру не присущи чёткость, определённость в размежевании ценностных и геополитических принципов, что обусловлено не столько ущербностью наших партий, сколько неопределённостью и постоянной изменчивостью проводимого политического курса. В стране, которая не имеет разработанной и официально принятой внешнеполитической доктрины, вполне возможно целых четыре года вести переговоры с Евросоюзом о вступлении в ассоциированные отношения с ним, а затем в один прекрасный день, поставив крест на проделанной работе, развернуться на 180 градусов в сторону Евразийского союза, сменив курс. Разумеется, не может быть никаких гарантий, что завтра не произойдёт то же самое, но теперь уже в обратном направлении. В этом контексте политические силы похожи на одного из персонажей «Мёртвых душ» великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. Об этом персонаже, Селифане, писатель говорит, что тот не знал, где право, а где лево. В одном из своих выступлений с трибуны Национального Собрания я высказался о феномене «армянского селифанизма», обозначив присущую ему особенность: у нас политические партии не сами решают, какой позиции – «прозападной» или «пророссийской» – им придерживаться. Их «удельный вес» или «дозировка» определяются на Баграмяна, 26 (в администрации президента), одним предписывается играть «пророссийскую» роль, другим – выступать с позиций приверженцев западных либеральных взглядов. Весьма часто между ними происходит рокировка, и эта пресловутая игра никакого доверия в обществе не вызывает и является постоянным источником возмущения.
С другой стороны, политических деятелей, стоящих на принципиальных позициях и знающих, «где право, а где лево», принято считать «неуправляемыми» и поэтому опасными. Их всячески стремятся оттеснить на обочину и даже выдавить из политики.
«Tert»: - Почему год назад в большей степени были востребованы прозападные политические силы, и даже утверждалось, что они войдут в парламент, сформировав большой оппозиционный блок?
А. О.: - Кем были востребованы, армянским обществом или Сержем Саргсяном? После фактического разгрома партии «Процветающая Армения», выступившей на парламентских выборах 2012 года в качестве поборницы евразийской интеграции, у Москвы не могли не возникнуть серьёзные вопросы к Сержу Саргсяну. «Свято место» опустело и его следовало заполнить, однако найти для этого фигуру, равноценную Гагику Царукяну, оказалось делом нелёгким, а за пять месяцев до парламентских выборов – и вовсе невозможным. Нужны годы, чтобы «вылепить» популярный образ. Над имиджем Гагика в своё время работали лучшие специалисты нашей ассоциации. Эта работа была настолько продуктивной, что на парламентских выборах 2012 года «Процветающая Армения» удвоила своё представительство в Национальном Собрании. И это при том, что, в отличие от парламентских выборов 2007 года, когда партия пользовалась поддержкой действующего тогда беспартийного президента Роберта Кочаряна, на выборах 2012 года «Процветающая Армения» была вынуждена вступить в борьбу с действующим президентом страны Сержем Саргсяном, возглавившим избирательный список Республиканской партии. Несмотря на это, она чудесным образом удвоила количество завоёванных мандатов. Другое дело, что, как потом выяснилось, в команде Царукяна не оказалось смелых политических деятелей, способных принять удар на себя, вследствие чего, лидер партии оказался перед перспективой сопротивляться административному давлению в одиночку, и был вынужден отступить.
Спустя полтора года, на пороге новых парламентских выборов в Армении Москва, судя по всему, понимает, что оказалась в положении медведя из русской сказки, которого одурачили, подсовывая то вершки, то корешки – одинаково несъедобные. А тем временем улей с душистым мёдом кто-то из-под его носа незаметно утащил…
Что касается «прозападных сил», то у нас в Армении, как и в России, они неспособны объединиться, по определению. Они обречены бороться между собой по принципу «все против всех». Каждая из них стремится доказать, что именно она является прозападной «до мозга костей», и только она достойна получать финансовую поддержку западных спонсоров. Но в Армении задача объединения и дележа западного финансового «пирога» стоит намного острее, чем в России, поскольку у нас число прозападных партий, претендующих на места в парламенте, на порядок больше. С ними получился явный перебор. Подавляющее большинство, если не сказать все партии, претендующие на места в будущем парламенте, являются в той или иной степени прозападными, хотя на сегодняшний день лишь часть из них открыто призывает к выходу Армении из Евразийского союза и возвращению к повестке ассоциации с Европейским союзом. Но это пока, а что будет после парламентских выборов 2017 года, можно только догадываться...
«Tert»: - После муссируемого в СМИ эпизода совместного «распития» Тевана Погосяна - Никола Пашиняна - Эдмона Марукяна (представители различных политических сил оппозиционного спектра – ПП) выяснилось, что в таком составе консолидация (прозападных сил – ПП) невозможна. И всё же, проевропейские и проамериканские партии способны объединиться и вместе бороться за парламентские мандаты? Есть информация о том, что в настоящее время ведутся переговоры о предоставлении «евроатлантистам» мест в общем партийном списке «Свободных демократов»...
А. О.: - Я частично уже ответил на этот вопрос: там, где появляется ожидание больших денег, об объединении думать бесполезно. Особенно, если речь идёт об объединении «прозападных» деятелей в Армении – их здесь слишком много, и они здесь слишком амбициозны.
В 2011 году посол Великобритании в РА приложил большие усилия для того, чтобы они, наконец, договорились о сотрудничестве. Даже пригласил их к себе, усадил за общий стол, но ничего не вышло, поговорили и разбежались. Когда спустя всего год после этого по инициативе Ассоциации политологов Армении был сформирован Объединённый межпартийный штаб по общественному контролю над парламентскими выборами 2012 года, деятельность которого координировалась мной, это всеми было воспринято как чудо. Ко мне, предлагая свою помощь, тогда обратились восторженные руководители ереванских представительств ряда самых авторитетных международных организаций. Выразив им признательность, я деликатно отклонил адресованные мне предложения, мотивируя свой отказ тем, что если я приму их помощь и их эмблемы появятся в нашем зале заседаний, откуда велись прямые трансляции по интернету, то Объединённый штаб неизбежно распадётся. Они все оказались умными людьми и прекрасно поняли, что я имею в виду.
Сегодня я продолжаю считать, что запах денег способен разобщить людей и противопоставить их друг другу, и только большая идея может их объединить. Именно такой большой объединяющей идеей тогда стала выдвинутая мной идея организации политическими силами, участвующими в выборах, единого штаба по общественному контролю над законностью избирательных процессов. Несмотря на то, что из всех членов Объединённого межпартийного штаба только я, его координатор, будучи также избранным депутатом парламента Армении, по известной причине обрушившихся на меня судебных гонений не вошёл в нынешний состав Национального Собрания, я горжусь тем, что мне удалось создать традицию сотрудничества различных политических сил в вопросе организации общественного контроля над выборами. Она, по мере демократизации страны, ещё раскроет свой огромный потенциал и принесёт пользу не только Армении, но также – в качестве образца – и другим постсоветским странам.
«Tert»: - Как Вы думаете, насколько власти заинтересованы в том, чтобы прозападные силы прошли в парламент? Их квоты сократятся, останутся теми же или увеличатся?
А. О.: - Каждая партия, а их, как я уже отметил, очень много, получит по пять-шесть процентов, чтоб войти в парламент и там уже выяснять отношения между собой. Если американцы поднатужатся, то в парламенте могут их как-то склеить, но в предвыборный и выборный периоды объединить их очень сложно из-за их неумеренных амбиций и толкотни вокруг спонсорской жилы. Более подробно и в деталях, и о выстраиваемом сценарии проведения выборов Вы можете узнать у Сержа Саргсяна и посла США в Армении.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте