Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Почему соглашение о свободной торговле с Китаем отпугнет от экономического сотрудничества с Грузией местных и зарубежных инвесторов (19.10.2016)

Автор: Нино Хачидзе

Подписание с Китаем соглашения о свободной торговле правительство Грузии расценило как шаг вперед, заявив при этом, что грузинская продукция получила прямой доступ к рынку, насчитывающему полтора миллиарда потребителей. На первый взгляд, для 4-миллионной Грузии это действительно впечатляющая перспектива. Хотя часть экспертов настроена скептически. Почему в этом документе больше негативного, чем позитивного, мы узнаем из интервью с экспертом Гией Хухашвили.
«Тбилиселеби»: - Какие риски Вы видите в этом соглашении?
Г. Х.: - Я не говорю, что это плохо, но любое действие имеет положительную сторону и риски. Когда власти, любой эксперт или политик постоянно говорит о положительных сторонах чего-то, чем создает картину виртуального благоденствия, и ничего не говорит о рисках, это у меня не вызывает положительных эмоций. Государственное мышление означает, прежде всего, стремление просчитать негативные сценарии и застраховаться от возможных потерь. Так поступает весь цивилизованный мир, и почти невозможно найти страну, у которой оформлен такой договор. И понятно почему: китайская продукция имеет конкурентное преимущество в нынешнем мире.
«Тбилиселеби»: - Ее себестоимость очень низка, и продукт, соответственно, дешевый.
Г. Х..: - Это конкурентное преимущество еще больше усиливается двусторонними преференциями. Китаю это дает возможность осваивать новые рынки. а его экономическим партнерам, несмотря на идентичность преференций, так как их продукция не является конкурентоспособной или они не имеют такой продукции, приносит убытки. А мы говорим, что открывается необъятный китайский рынок... Но такое заявление страны, которая ничего не производит, звучит очень смешно.
«Тбилиселеби»: - Для нас, страны с четырехмиллионным населением, привлекательность такого рынка понятна, но какую привлекательность имеет четырехмиллионный рынок для полуторамиллиардного Китая? Нас хватит лишь на то, чтобы наполнить один супермаркет...
Г. Х.: - Для Китая интересен любой рынок. Там наблюдается перепроизводство конкурентной продукции. Конечно, наш рынок для них не имеет решающего значения, но это хотя и малый, но дивиденд. Тем более, что для китайского рынка никакого риска нет.
«Тбилиселеби»: - Коснемся и политического контекста: речь идет о привлечении китайцев к строительству Анаклийского порта с расчетом на то, что Россия не посмеет сделать против Китая то, на что она свободно идет в отношении Грузии.
Г. Х.: - К сожалению, мне приходится давать только негативные комментарий. Это потому, что я не считаю выгодным для нас и строительство Анаклийского порта. Напротив, думаю, этот проект связан с довольно большими рисками, и я не вижу экономического обоснования того, зачем нам нужен четвертый порт, когда мощности уже имеющихся трех загружены лишь на 50 процентов. Я пока не вижу перспективы, чтобы хотя бы имеющиеся три порта получили стопроцентную загруженность. А строительство четвертого порта, вместо того, чтобы это приносило нам дивиденды, напротив, несет с собой минусы. Портам нужна ликвидность. Представьте себе, что имеется кусок торта, и три порта – Батуми, Поти и Кулеви – так или иначе получают пищу, Но если мы это разделим на четыре, то вместо трех сносно накормленных, мы можем получить четырех голодных.
«Тбилиселеби»: - А зачем в таком случае китайцы вкладывают деньги в строительство Анаклийского порта?
Г. Х.: - Для китайцев такой проблемы нет. Они не будут думать о других портах, если те обанкротятся, это китайцев никак не затронет.
«Тбилиселеби»: - Вы говорите, что этот «кусок торта», фигурально выражаясь, целиком проглотит Анаклийский порт?
Г. Х.: - Конечно, если в Анаклии будет их интерес, они будут работать на свой порт, именно туда переадресуют свои грузы и позаботятся о собственном бизнесе.
Тут есть еще и другая проблема: после вступления в строй железной дороги Карс-Ахалкалаки, часть тех грузов, которые уже имеются, по сухопутной дороге будет переориентирована на турецкое направление, а наши порты потеряют свои грузы. Я не исключаю теоретического варианта, что мы кое-что получим от этих проектов, но очень высок риск, что вместо экономического подъема, мы получим противоположную картину.
« Тбилиселеби»: - С самого начала было ясно, что железной дорогой Карс-Ахалкалаки мы сами создаем конкурента нашей железной дороге, и, как я помню, тогда Вы говорили о том, что, дополнительно можно было бы привлечь российские грузы и задействовать коридор Север-Юг. Теперь эта перспектива исчезла?
Г. Х.: - Мы не говорим, что она исчезла, мы говорим, что есть риски. Конечно, мы можем пропускать российские грузы или дополнительные грузы обеспечат то направление, но все это лишь теория, реально же риски очень высоки. Пойдут российские грузы или нет... Системы паромных переправ того же Каспийского моря не ориентированы на рост грузооборота. Для того, чтобы увеличить грузооборот, нужно также провести модернизацию азербайджанской железной дороги.
«Тбилиселеби»: - Как скоро мы увидим негативный результат этого соглашения?
Г. Х.: - Я не предполагаю, что обязательно будет отрицательный результат, просто очень высок риск, а если речь идет о договоре, оформленном с Китаем, то он будет имеет нулевой результат, поскольку у нас производство не будет развиваться. Мы же не хотим оставаться страной, ориентированной лишь на потребление?!.. Этот договор содержит риск того, что мы останемся такой страной. Хотя такие страны тоже имеются, и они как-то существуют…

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте