Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Изменит ли новое предложение Баку ситуацию в Карабахском урегулировании?

Автор: Пресс-папье

Заявление президента Азербайджана Ильхама Алиева о готовности Баку предоставить Нагорному Карабаху статус автономной республики оживило дискуссии среди политиков и экспертов вокруг урегулирования этой застарелой проблемы на постсоветском пространстве.
Руководство Азербайджана и ранее выражало намерение наделить регион самым высоким статусом в составе республики. Однако в последние пять-шесть лет, когда переговорный процесс зашел тупик и все чаще стали происходить бостолкновения с человеческими жертвами, официальный Баку избегал каких-либо конкретных высказываний относительно будущего НК, помимо того, что регион обязательно должен остаться в составе Азербайджана.
Вот и в недавнем интервью российскому ИА «Спутник» И. Алиев вновь заявил о том, что Азербайджан никогда не согласится на предоставление Нагорному Карабаху независимости. Однако в это раз он допустил возможность «разумного компромисса», который представляется Баку в обеспечении безопасности населения Нагорного Карабаха, их жизнедеятельности, самоуправления, осуществлении различных инвестиционных проектов со стороны Азербайджана.
Наблюдатели объясняют смену тона Баку изменившейся ситуацией в переговорном процессе после вспышки военных действий в начале апреля этого года, когда Азербайджан вернул себе небольшую часть оккупированных территорий и приобрел некоторое тактическое военное преимущества. Государства-посредники (РФ, США, Франция), почувствовав угрозу новой масштабной войны, усилили нажим на стороны, чтобы удержать их от новой эскалации. Но стало ясно и то, что в сложившейся статус-кво весьма хрупок, и необходимо ускорение процесса политического урегулирования.
Камнем преткновения в заключении мирного соглашения остаются подходы сторон к методам разрешения конфликта. Азербайджан предлагает поэтапное урегулирование и освобождение сначала районов вокруг НК с отсрочкой решения вопроса о статуса на неопределенное будущее. Армения же увязывает освобождение районов вокруг НК с определением статуса региона, который Еревану представляется только в его независимости. То есть, армянская сторона предлагает так называемый «пакетный вариант».
В этих условиях посредники из Минской группы ОБСЕ вынуждены искать пути создания некоего симбиоза «поэтапного» и «пакетного» вариантов. Решение может заключаться в поочередном освобождении оккупированных территорий при одновременном согласовании будущего статуса НК, который может вступить в силу, как только под контроль Баку будут возвращены оккупированные районы вокруг региона.
В Баку, конечно, понимают, что для мирного решения проблемы будущий статус НК должен быть максимально высоким, и руководство Азербайджана, в общем-то, готово к этому. Глава МИД страны Эльмар Мамедъяров еще в середине 2000-х говорил о возможности предоставления НК статуса, схожего с тем, что имеют Татарстан и Башкирия в составе РФ. Сам И. Алиев в 2010, до известной казанской встречи озвучивал идею принятия модели статуса Южного Тироля в составе Италии. И вот, сейчас он же назвал возможной для НК форму государственного устройства в виде автономной республики.
Бакинские эксперты отмечают, что позиция И. Алиева соответствует, как нормам международного права, так и современным трендам мировой политики. Ведущие игроки международных отношений – ЕС, РФ и США – заявляют о необходимости сохранения территориальной целостности таких фактически распавшихся государств, как Афганистан, Ирак, Сирия. Они исключают независимость даже для почти пяти миллионов курдов в составе Ирака и еще нескольких миллионной курдов в составе Сирии. При таком раскладе и Баку вправе настаивать на своей территориальной целостности и недопустимости отделения региона со 120-тысячным армянским населением.
Заявление И. Алиева, безусловно, преследуют цели формирования стартовой позиции Азербайджана на дальнейших переговорах по обсуждению конкретных аспектов политического урегулирования. Понятие «автономная республика» открывает путь для широких толкований и может предполагать статус со многими элементами государственности. Тем более, что Азербайджан имеет опыт широкой автономии. Так, по Конституции страны Нахичеванская автономная республика (НАР) является «автономным государством» в составе Азербайджана. Высшее должностное лицо НАР – председатель парламента – фактически обладает всей полнотой власти в республики и имеет подчиненную зависимость только от президента Азербайджанской Республики. НАР имеет свой парламент, принимающий свои законы, правительство, судебную власть, прокуратуру, МВД, государственную службу безопасности, таможню и даже управление иностранных дел. Единственное, чего нет у Нахичевани из атрибутов государства, так это армии и своей валюты.
Примечательно, что в связи с принятием на референдуме 26 сентября 2016 года поправок в Конституцию Азербайджана, которые предусматривают учреждение постов вице-президентов, в СМИ высказывались предположения, что одним из них по должности станет глава Верховного меджлиса (парламента) НАР Васиф Талыбов. Тогда же появились утверждения, что еще одним вице-президентом после урегулирования конфликта может стать и руководитель Нагорного Карабаха.
Провластные бакинские эксперты считают дипломатический ход Алиева с озвучиванием идеи предоставления Нагорному Карабаху статуса автономной республики весьма удачным. Баку демонстрирует явное намерение решать проблему политическим путем и гарантирует армянам НК форму государственного управления в виде автономной республики. Теперь мяч на стороне Еревана: если они с ходу отвергают предложение об автономной республике, то показывают свое не желание перейти к предметным переговорам по политическому урегулированию.
С другой стороны, если Армения устраивает обструкцию и заявляет, что не хочет никакой автономии, ничего, кроме независимости, то Ереван выглядит стороной, саботирующей мирный процесс. И в таком случае, Азербайджан будет свободен в действиях по силовому освобождению своих территорий, как только появится удобный момент.
Первая реакция из Армении была крайне негативной: в Ереване отвергли любую автономию в составе Азербайджана. Но от международных посредников последовали позитивные отзывы. В частности, американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Джеймс Уорлик 22 октября на пресс-конференции «приветствовал» заявление Алиева.
Однако очередной визит в регион сопредседателей Минской группы ОБСЕ 22-25 октября вряд ли можно считать результативным. В их совместном заявлении констатировалось снижение напряженности в зоне конфликта после апрельской эскалации. Сопредседателям не удалось согласовать новую встречу на уровне президентов, и они намерены пока провести в декабре на полях СМИД ОБСЕ встречу с главами МИД Армении и Азербайджана в Гамбурге.
В то время, как посредники прилагают усилия для сближения позиций сторон высокопоставленные представители их стран выражают скепсис относительно возможности прорыва в ближайшее время. Так, недавно госсекретарь США Джон Керри заявил о неготовности лидеров Азербайджана и Армении к решению нагорно-карабахского конфликта. Помощник президента России Юрий Ушаков также заявил, что Москва не испытывает большого оптимизма по поводу урегулирования карабахского конфликта в ближайшее время, однако продолжит работу с Ереваном и Баку.
За этими заявлениями возможно и стоит и нежелание самих держав к активной работе по Карабаху в то время, как, с одной стороны, есть иные «горячие точки», а, с другой стороны, сами участники конфликта не проявляют желания идти на компромиссы. В то время, как Запад и Россия вступили фактически в состояние «холодной войны», вряд ли у них наладится активное взаимодействие по Карабаху и дипломатические принуждение сторон к миру. А в условиях «ни войны, ни мира» можно ожидать только нового витка гонки вооружений в регионе и повышения к нему внимания мирового сообщества только после новой возможной эскалации, подобному той, которая произошла в начале апреля.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте