Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Новый игрок

Автор: Пресс-папье

Нынешняя активизация двусторонних азербайджано-израильских отношений является лишь важной составной частью, куда более широкой политической линии проводимой Израилем в регионе Южного Кавказа. Совершенно очевидно, что главный вектор этой линии направлен против Ирана – одного из самых последовательных и жестких оппонентов Израиля в регионе «Большого Среднего Востока». С другой стороны, также очевидно, что побочные эффекты от этой политической линии Тель-Авива в регионе несут немалые угрозы не только для Ирана, но и для Армении и России.
Израильская политическая линия, ориентированная на Азербайджан, зиждется на мощном историческом пласте противоречий между Баку и Тегераном, который формировался в течение длительного времени, но пик его пришелся на исторический период, когда территория современного Азербайджана входила в состав Российской империи, а затем Советского Союза. При Сталине Москва даже пыталась инспирировать в северном Иране сепаратистские тенденции, способствуя созданию там после второй мировой войны сначала Демократической Республики Азербайджан, а затем (в Иранском Курдистане) т.е. Мехабадской республики. Однако в 1946 году СССР под давлением США и Великобритании был вынужден вывести советские войска из Ирана, после чего иранские власти во главе с шахом Мохаммедом Реза Пехлеви поэтапно реинтегрировали вышеупомянутые провинции в состав страны, жестоко расправившись при этом с сепаратистами и их лидерами. Описанные же события, несмотря на восстановление status quo, остались в памяти руководства, как Тегерана, так и Баку.
Идея отторжения тюркоязычных территорий от Ирана и формирования «Большого Азербайджана» была и остается частью «иранской политики» (причем, достаточно существенной) США и Израиля. Этот вопрос, несмотря на значительное потепление азербайджано-иранских отношений в последний год, остается открытым, т.к. нынешний лидер Азербайджана, президент Ильхам Алиев неоднократно провозглашался лидером «всех азербайджанцев» или «азербайджанцев всего мира».
Ввиду объективно сложившихся обстоятельств, Азербайджан стал важнейшим партнером Израиля в его многоплановом противостоянии с Ираном. Значимость Баку начала возрастать для Тель-Авива с того момента, когда стало очевидным, что развивающаяся иранская ядерная программа в перспективе может представлять серьезную угрозу для израильской безопасности.
Что же нужно было Израилю? Надо полагать, главная его цель в Азербайджане, это а) получить плацдарм, с которого можно было бы вести активную разведывательную деятельность против ИРИ – от радиоэлектронной разведки и станций слежения до засылки агентов, б) вооруженные силы Азербайджана должна были быть достаточно сильными для того, чтобы Иран постоянно держал на ирано-азербайджанской границе и в акватории Каспийского моря серьезные военные ресурсы, отвлекая их от ближневосточного направления, в) содействуя усилению армии Азербайджана, Израиль создает также условия для обеспечения уровня безопасности, как минимум, на азербайджанском участке нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, по которому Израиль получает не менее 50% импортируемой «неарабской» нефти.
Особо следует отметить, что все упомянутые цели полностью совпадают с местными задачами США, Великобритании и, во многом, Турции, т. е. стран-членов НАТО. К государствам, заинтересованным в такого рода развитии событий, можно было бы отнести также иных оппонентов Ирана – Саудовскую Аравию и Катар.
Какие же дивиденды от подобного союза с Израилем получает Азербайджан? Во-первых, все израильские разведресурсы, находящиеся на территории Азербайджана, по мере возможности, используются им против Армении и непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. Кроме того, надо полагать, что Израиль делится с Баку и частью разведывательной информации, получаемой им на территории Ирана. В свою очередь, азербайджанская агентура в Иране, в том числе, оставшаяся со времен СССР, также предоставляет информацию, которой азербайджанцы наверняка делятся с Израилем. Таким образом, речь идет о глубоком сотрудничестве спецслужб двух стран. Его вершиной, по положению на сегодняшний день, стало размещение в Азербайджане израильской станции радиоразведки, которая работает не только против Ирана, но и против Армении. Последнее обстоятельство является важным элементом азербайджано-израильского взаимодействия, договоренность о котором предусматривала возможность базирования израильских ударных самолетов для нанесения превентивных ударов по ядерным объектам Ирана в случае возникновения такой необходимости.
Израиль является одним из основных продавцов оружия Азербайджану. Самым важным аспектом израильских поставок является то, что они продемонстрировали свою эффективность во время последней «четырехдневной войны» в апреле минувшего года в Нагорном Карабахе. Речь, прежде всего, идет о вооружении, как беспилотники «Aerostar», «Hermes», «Heron», «Orbiter», ПУЗУР «Barak 8», РЛС ПВО EL/M, «Green Pine», минометы, РСЗО и, наконец, сверхточный ракетный противотанковый комплекс «SPIKE MR/LR». Уже спущено на воду три катера израильского проекта OPV 62, строится четвертый. Таким образом, следует отметить, что Израиль, стал, наряду с Россией и Турцией, главным поставщиком оружия для азербайджанской армии, а в стоимостном выражении – лидером. Таким образом, Азербайджан и его армия, т.е. национальная безопасность, по ряду важных параметров зависит от Израиля.
Следует также отметить, что зачастую США, не желая по тем или иным причинам «светиться» в качестве поставщика оружия в ту или иную страну, предлагают сделать это своим союзникам, в данном случае Израилю, что совпадает и с его интересами. Так, израильские частные военные компании оказывают самое серьезное содействие в вопросах боевой и специальной подготовки спецназу ВС Азербайджана, министерства национальной безопасности, МВД и других силовых структур. А еврейские лоббистские организации в США, которые считаются самыми эффективными среди этнических лоббистских организаций, оказывают самое серьезное содействие азербайджанским государственным структурам в продвижении их интересов в Вашингтоне. Прежде всего, речь идет о лоббировании азербайджанской позиции по Нагорному Карабаху.
В контексте изложенного следует рассматривать и однодневный визит премьер-министра Израиля Б. Нетаньяху в Баку в минувшем декабре, который внимательно отслеживали не только в Тегеране и Ереване, но и в Москве. Главным его итогом следует считать достижение договоренности о том, что израильские спецслужбы будут сотрудничать с Азербайджаном в области борьбы с терроризмом, минимизации религиозного экстремизма, участия в многосторонних региональных союзах. По всей видимости, будут созданы взаимные представительства силовых структур. Предполагается проведение совместных заседаний по вопросам безопасности в столицах двух стран. Это, очевидно, «повысит безопасность Азербайджана против внешних угроз и обеспечит интересы двух стран в регионе». Да и сам Израиль в сотрудничестве с Азербайджаном видит для себя возможности минимизации иранских угроз.
Почти наверняка, реакция Ирана на новый взлет азербайджано-израильского сотрудничества, прежде всего, в сфере безопасности будет системно спланированной, долгосрочной и, скорее всего, непубличной. Но возникает вполне естественный вопрос: какие проблемы для России представляет собой развивающееся тесное двустороннее сотрудничество Азербайджана в военной области, и шире – в сфере безопасности? Как представляется, главная проблема заключается в том, что в бывшем Советском Закавказье, в лице Израиля, окончательно закрепился игрок, который обладает солидным инструментарием для воздействия на систему баланса в сфере региональной безопасности. У России есть опыт сотрудничества с Израилем на Ближнем Востоке, в частности, речь идет о договоренностях, связанных с операцией российских ВКС в Сирии в 2015-2016 гг. Позицию Израиля относительно действий Москвы в Сирии можно охарактеризовать как нейтралитет или даже позитивный нейтралитет. Вопрос системы баланса в сфере региональной безопасности в регионе Южного Кавказа – принципиально иной, т.к. Россия считает его зоной своего влияния, и активность любой иной силы, особенно, в сфере безопасности, она воспринимает как посягательство на свои интересы. И не реагировать на действия своих оппонентов она не сможет.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте