Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Военно-политический нонсенс

Автор: Пресс-папье

Весьма неоднозначная ситуация сложилась во взаимоотношениях между Организацией Договора о коллективной безопасности и одним из её членов – Арменией. Уже второй год длится процесс назначения представителя Еревана на пост генерального секретаря этой военно-политической структуры, который до 31 декабря прошлого года занимал Николай Бордюжа. Из-за возникшей неопределенности после истечения срока его полномочий исполнение обязанностей генерального секретаря ОДКБ было возложено на его заместителя Валерия Семерикова.
Ещё в сентябре 2015 года лидеры стран-членов ОДКБ договорились о том, что руководитель организации будет назначаться сроком на три года на ротационной основе, в порядке их наименований согласно русскому алфавиту. Первой страной является именно Армения. Однако вопрос её утверждения откладывается уже в третий раз. На сей раз – до следующей сессии Совета ОДКБ, которая состоится в апреле нынешнего года.
Проблема в том, что президенты Белоруссии и Казахстана выступают против того, чтобы генсеком ОДКБ был назначен армянский представитель. В частности, именно этим объясняется неучастие Александра Лукашенко в последнем саммите ОДКБ в прошлом декабре в Санкт-Петербурге. А до этого, в октябре, на саммите организации в Ереване, вопрос также был отложен – из-за отсутствия президента Казахстана. Пресс-служба казахстанского лидера объяснила неприбытие Нурсултана Назарбаева в армянскую столицу его болезнью. Известно, что для назначения на пост генсека ОДКБ необходимо присутствие всех президентов стран-членов, а также консенсусное согласие каждого из них.
Очевидно, что подобная позиция во многом объясняется фактором Азербайджана. Президенты Белоруссии и Казахстана не желают раздражать своего бакинского коллегу, с которым у них сложились дружеские отношения. И вообще, Минск и Астана по многим политическим вопросам отдают явное предпочтение Баку, а не союзной Армении.
Тем самым складывается весьма парадоксальная, на первый взгляд, ситуация. Азербайджан, не являющийся страной-членом ОДКБ, непосредственно влияет на выбор руководителя этой военно-политической организации. В то же время Россия – неформальный лидер ОДКБ – по существу, ничего конкретного не предпринимает для того, чтобы устранить подобный нонсенс.
Таким образом, получается, что Белоруссия и Казахстан лишь номинально являются союзниками Армении по ОДКБ и Евразийскому экономическому союзу. Во многих вопросах их позиции диаметрально противоположны позиции Еревана. К примеру, Лукашенко и Назарбаев в вопросе Нагорного Карабаха однозначно придерживаются точки зрения Азербайджана. В последнее время белорусский лидер уже даже не прибегает к дипломатической терминологии, чтобы представить своё субъективное отношении к проблеме Нагорного Карабаха. По итогам недавнего визита Лукашенко в Баку было принято совместное заявление президентов двух стран, в котором президент РБ безоговорочно поддержал территориальную целостность Азербайджана. В свою очередь, Казахстан на протяжении многих лет в Организации исламского сотрудничества постоянно голосует за резолюции, которые признают Армению страной-агрессором.
Между тем реакция уже бывшего генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи на попытку диверсии со стороны Азербайджана в Тавушской области Армении в конце декабря прошлого года была более чем однозначной. Во-первых, он заявил, что провокация имела место на территории государства-члена ОДКБ. Во-вторых, и это главное, Бордюжа использовал термин «Нагорно-Карабахская Республика», что является беспрецедентным событием. До него ни один высокопоставленный представитель этой организации или страны-члена СНГ (за исключением, естественно, Армении) не выступал с подобной формулировкой. Также примечательно, что МИД России в своём комментарии азербайджанским СМИ никак не дезавуировал высказывания генсека ОДКБ.
Очевидно, что мы имеем дело с ситуацией, когда Россия желает сохранить баланс между Арменией и Азербайджаном. Она не предпринимает конкретных шагов для реализаций уже принятого ОДКБ решения о том, что генеральным секретарём этой организации должен быть представитель Армении. В то же время, буквально за день-два до истечения своих полномочий (что было анонсировано ещё в начале 2016 года) Николай Бордюжа выступает с «проармянскими» заявлениями. Можно не сомневаться, что они были согласованы с высшим кремлёвским руководством.
Но вопрос в том, что с уходом Бордюжи эффект от его последних заявлений оказался минимальным. Азербайджанская пропаганда связала данное решение с его «открытой поддержкой армянской стороны». То есть получается, что, с одной стороны, Москва как-бы придерживается армянской позиции по Нагорному Карабаху, а с другой, отправляет в отставку «проармянского» политика.
Ситуация с назначением генерального секретаря ОДКБ, а также явная симпатия Белоруссии и Казахстана к Азербайджану означают, что нахождение Еревана, Минска и Астаны в одном альянсе носит явно формальный характер. Уже очевидно, что под вопросом эффективность и дееспособность этой организации как действенной системы коллективной безопасности. И если в будущем произойдёт крупномасштабный конфликт между Арменией с Азербайджаном, более чем очевидно, что Белоруссия и Казахстан однозначно окажутся «по ту сторону баррикад».
Поэтому в Ереване всё громче звучат голоса, как максимум, о пересмотре «союзнических» отношений с Белоруссией и Казахстаном, а, как минимум, об их серьёзной корректировке. В то же время здесь, естественно, понимают значение стратегического союзничества с Москвой. Ведь, в конце концов, для Армении членство в ОДКБ всегда означало ещё большее углубление военно-политических отношений с Москвой.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте