Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Азербайджан-ЕС: перезагрузка отношений или возвращение на исходные позиции

Автор: Пресс-папье

Азербайджан и Европейский Союз приступили к перезагрузке отношений, заметно охладевших за последние два-три года. В начале февраля стороны дали старт переговорному процессу по подписанию нового соглашения о партнерстве, которое заменит предыдущий договор о сотрудничестве, подписанный в 1996 году. К этому событию был приурочен визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Брюссель.
Причиной азербайджано-европейской напряженности стало активное продвижение ЕС и даже навязывание им евроинтеграции в рамках программы «Восточное партнерство». Баку настороженно относился к этим планам, угрожавшим нарушением геополитического баланса в регионе, и всячески отмежевался от идеи подписания соглашения об ассоциативных отношениях с объединенной Европой.
Драматические события на Украине, подписание ею ассоциативного соглашения с ЕС, стоявшее Киеву потери Крыма и фактически части Донбасса, также укрепили у властей Азербайджана убежденность в безальтернативности продолжения сбалансированной внешней политики, равноудаленного дистанцирования от всех мировых центров силы. С другой стороны, у Баку были свои счеты к ЕС. Власти Азербайджана считают, что в Брюсселе чрезмерно придирчиво относились к проблемам с правами человека в стране.
Однако экономические трудности, вызванные падением цен на нефть, побудили Азербайджан несколько смягчить тон в европейской риторике. Дело в том, что Европа является основным рынком для энергоресурсов Азербайджана, свидетельство тому – достижение удельного веса ЕС во внешней торговле страны до 40 процентов.
В условиях стоимости нефти и падения ее добычи резко возросла актуальность экспорта азербайджанского газа. Его потенциальный рынок – Европа. Для доставки углеводородов на рынки ЕС необходимо построить трубопроводы TANAP и TAP. Азербайджан нуждался в политической поддержке этих проектов со стороны ЕС для облегчения процесса получения кредитов от западных финансовых институтов.
У ЕС также была встречная энергетическая заинтересованность в Азербайджане. Правда, азербайджанский газ, который с 2019 году будет поставляться в Грецию и Италию в объеме 10 млрд. куб. м, покрывает всего 2 процента общих потребностей Европы в голубом топливе. Но сам факт появления на европейском рынке альтернативного поставщика газа и создание южного энергетического коридора усиливает позиции ЕС на переговорах с другими продавцами углеводородов. В этом плане Азербайджан является потенциальным стратегическим партнером ЕС.
Кроме того, последние пять-шесть лет из-за последствий «арабских революций» позиции ЕС в Северной Африке и на Ближнем Востоке сильно страдали и, по существу, были утрачены. А ведь в свое время ЕС выдвинул амбициозную программу «Европейская политика соседства», которая предусматривала склонение к тесной евроинтеграции широкого географического ареала, от Марокко на западе, до Азербайджана на востоке, а Белоруссии на севере. В конце концов, прагматизм в ЕС возобладал. В Брюсселе поняли, что надо довольствоваться тем уровнем сотрудничества, к которому готовы соседи.
Дипломат, работающий в миссии одной из южных стран ЕС в Баку в беседе нашим корреспондентом признал, что идея «Восточного партнерства» потерпела неудачу.
«У нас не просчитали, что форсирование евроинтеграции в контексте «Восточного партнерства» может привести к негативным последствиям в отношениях с Россией, как для нас, так и для наших партнеров. Мы многое обещали Украине, но не смогли, по сути, ее защитить. Пожалуй, меньше всех проблемы нам создает Азербайджан. Эта страна, даже реализуя свои энергетические проекты, которые, казалось бы, конкуренты российским, не создает ни для нас, ни для себя проблемы с Москвой.
Да, у Азербайджана есть серьезные проблемы с правами человека. Но в той или иной степени проблемы с правами человека есть повсюду и даже у новых членов ЕС. Зато Азербайджан, будучи мусульманской страной, имеет ярко выраженный светский характер государства, подчеркивает приверженность к мультикультурализму, активно расширяет культурные связи с Европой. Более того, несмотря на Карабахский конфликт, внутренняя ситуация в Азербайджане стабильна. В Баку намного безопаснее, чем во многих европейских городах», - сказал дипломат, пожелавший сохранить инкогнито.
По его словам, новое соглашение о партнерстве будет охватывать в основном вопросы торгово-экономического, энергетического, культурно-гуманитарного и образовательного сотрудничества, а также дальнейшей отмены визового режима.
Характерно, что когда Азербайджан в мае 2015 года на рижском саммите «Восточного партнерства» окончательно отказался от идеи подписания типового для всех участников программы ассоциативного соглашения и предложил вариант особого соглашения о партнерстве, в Брюсселе это восприняли со скепсисом. Однако постепенно н по данному вопросу ачались обсуждения. И только в ноябре 2016 года Совет ЕС дал добро Еврокомиссии на начало переговоров с Азербайджаном по новому соглашению о партнерстве.
Демарш предпринятый президентом Ильхамом Алиевым в Брюсселе показал, что, несмотря на заинтересованность Азербайджана в расширении сотрудничества с ЕС, Баку не потерпит диктата извне. В частности, Алиев отказался от встречи с руководством Европарламента, поскольку к его приезду в здании этого органа были организованы слушания на тему прав человека, организованные традиционными критиками властей Азербайджана среди евро депутатов и международных НПО.
Итак, старт переговорами между Баку и Брюсселем дан. Ожидается, что новое соглашение может быть готово к очередному саммиту «Восточного партнерства», который состоится в ноябре этого года. Политических препятствий для начавшегося процесса нет. Правда, Брюссель выдвигает в качестве условия масштабного экономического сотрудничества вступление Азербайджана в ВТО. Баку уклоняется от этого, поскольку данное соглашение может ударить на внутреннем рынке по интересам местных производителей, открыв благоприятные условия для европейского экспорта. В нынешней ситуации, когда из-за падения цен на нефть приток иностранной валюты в Азербайджан сократился, Баку невыгодно поощрять чужой экспорт. Львиную же долю азербайджанского экспорта в Европу еще долго будут составлять энергоносители, которые и так востребованы в Старом Свете и не нуждаются в специальных преференциях.
По всей вероятности, вопрос о вступлении Азербайджана в ВТО в новом соглашении будет фигурировать в качестве рекомендации, а не как обязательства.
ЕС, безусловно, заинтересован и в вовлечении Азербайджана в проекты транзита газа в Европу из Центральной Азии. Азербайджан декларативно поддержит эти проекты, но инициировать вместе с Туркменией проекты строительства Транскаспийского газопровода по дну моря не станет. Позиция Баку заключается в следующем: если ЕС хочет реализации Транскаспийского газопровода, то пусть сам договаривается с Московой, которая вместе с Тегераном выступает против подводных трубопроводов на Каспии. Если же газ по дну моря дойдет до азербайджанского побережья, то Баку не станет препятствовать дальнейшему его транзита через свою территорию.
В свою очередь, Баку ожидает от ЕС более ясной и однозначной поддержки территориальной целостности Азербайджана в Карабахском вопросе. Формально в соглашении такую поддержку Баку получит. Однако ожидать вмешательства ЕС в Карабахское урегулирование не приходится. Устоявшаяся позиция европейских структур такова: Карабахским урегулированием занимается Минская группа ОБСЕ, а все остальные поддерживает ее усилия.
Таким образом, перезагрузка отношений между Азербайджаном и ЕС кардинально не повлияет на внешнюю политику Баку, который по-прежнему будет стремиться сохранить с балансированные связи со всеми мировыми центрами силы. Скорее всего, отношения между Баку и ЕС вернутся к исходным позициям нулевых годов, когда сотрудничество развивалось на прагматичной основе, без менторства и попыток диктата из Брюсселя.


Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте