Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Будут ли российско-турецкие договорённости действовать в вопросе Карабаха? (04.05.2017)

Автор: Саргис Арцруни

Встреча в Сочи Владимира Путина и Реджепа Эрдогана сопровождалась взаимными дипломатическими жестами и конкретными договорённостями, которые касались аннулирования российских санкций в отношении Турции, а также двустороннего сотрудничества в энергетической сфере. Однако ключевой темой стал сирийский вопрос, который, по образному выражению турецкого президента, является общим горем, объединяющим эти страны.
В принципе, Турция и Россия имеют в Сирии разные, даже противоположные интересы, как в теме политических перспектив президента Башара Асада, так и в курдском вопросе. В то же время антизападная повестка Путина и Эрдогана сблизила их по ряду вопросов и по проблеме Сирии. И вовсе неслучайным выглядит тот факт, что лидеры обоих государств инициировали при участии Ирана так называемый Астанинский процесс, целью которого является урегулирование сирийского кризиса посредством диалога между Асадом и повстанцами.
Считать Астанинский процесс эффективным было бы преувеличением. Однако он является площадкой, предоставляющей возможность Москве и Анкаре опробовать различные модели сотрудничества, которые помогут решить локальные проблемы на Ближнем Востоке и будут применяться в других регионах в процессе урегулирования подобного рода конфликтов. Ярким проявлением подобного подхода является сочинская договорённость Путина и Эрдогана о создании зоны деэскалации в сирийской провинции Идлиб.
Может ли российско-турецкое сотрудничество быть опробовано и в процессе урегулирования нагорнокарабахского конфликта? Тем более, что Южный Кавказ на протяжении веков был ареной столкновений между этими региональными странами, а также тем «трофеем», который много раз «по-братски» делился между ними.
Официальный Баку и поддерживающая его Анкара даже на уровне публичной дипломатии не скрывают своего желания и цели пересмотреть нынешний посреднический формат урегулирования карабахской проблемы (сопредседательство России, США и Франции в Минской группе ОБСЕ – ПП). В Баку и в Анкаре очень надеются на то, что это их стремление рано или поздно будет одобрено Кремлем. В конце концов, апрельская война прошлого года (в Нагорном Карабахе – ПП), по большому счёту, являлась следствием, в том числе, и российской политики, которая была направлена на осуществление российско-азербайджанских сепаратных соглашений. Их реанимация стала основной повесткой сегодняшней политики Баку. Тем более, что азербайджанские власти воодушевлены углубляющимся сотрудничеством между Москвой и Анкарой. С одной стороны, Минская группа ОБСЕ является единственной международной площадкой, на которой Россия и Запад имеют конструктивный диалог, а, с другой стороны, их разногласия по многим другим вопросам могут подорвать сотрудничество в этом процессе. Турция ждёт подобного развития событий (этому могут способствовать, как политика новой администрации США, так и институциональный кризис в Европейском союзе), чтобы Южный Кавказ, в том числе, и карабахскую проблему сделать темой российско-турецких договорённостей.
В начале ХХ века мы были свидетелями заигрывания России с Турцией и их договорённостей, которые достигались, в том числе, за счёт людских и территориальных потерь армян. История имеет особенность повторяться. Тем более, что Путин и Эрдоган пытаются восстановить имперское прошлое своих стран. Поэтому власти Армении и политическая элита страны должны осознать, что возможным вызовам можно противостоять, осуществляя диверсифицированную, активную и инициативную внешнюю политику. Вассальный характер нынешних армяно-российских отношений может привести к тому, что наша страна вновь станет жертвой российско-турецкого сближения.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте