Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Уйти, чтобы остаться?

Автор: Пресс-папье

После состоявшихся 2 апреля парламентских выборов Армения вступила на путь политико-институциональных трансформаций. Согласно принятой в декабре 2015 года новой Конституции, она переходит от «полупрезидентской» к парламентской форме правления. В нынешней ситуации основная интрига состоит в том, уйдет ли нынешний президент Серж Саргсян из политики после апреля 2018 года, когда истекает его второй и последний президентский срок, или же он планирует сохранить свою власть?
Многие в Ереване утверждают, что основным мотивом кардинального изменения Конституции РА является желание С. Саргсяна, как минимум, иметь управляемого и подконтрольного наследника, а, как максимум, самому занять должность премьер-министра, который при парламентской форме правления будет руководить страной. Как зафиксировано в новом Основном законе, премьер будет «определять основные направления (внутренней и внешней) политики», возглавлять Совет безопасности и осуществлять в военное время полномочия Верховного главнокомандующего.
Еще до принятия новой Конституций Серж Саргсян заявлял, что после ухода со своего поста при новой системе правления он не собирается становиться президентом, премьер-министром или же спикером Национального Собрания. Однако, по всей вероятности, пока он окончательно не решил, будет ли он, в той или иной форме, продолжать управлять страной. Зато этого очень хотят члены его команды – представители правящей Республиканской партии Армении (РПА), председателем которой уже многие годы является Саргсян.
Экс-спикер парламента Галуст Саакян заявляет: «Есть один человек, который имеет большую политическую команду и принимал участие практически во всей новейшей истории независимой Армении. Народ должен понять, что и ближайшие годы страной должен управлять именно Саргсян».
По словам вице-спикера Национального Собрания Эдуарда Шармазанова, «вне зависимости от того, кто будет премьер-министром Армении в 2018 году, политическая власть по итогам парламентских выборов 2017 года и, в соответствии с подписанным после этого коалиционным меморандумом, будет принадлежать партии АРФ «Дашнакцутюн» и Республиканской партии в лице ее лидера Сержа Саргсяна».
К тому же, судя по составу новоизбранного парламента, в высшем органе законодательной власти страны, полномочия которого по новой Конституции значительно расширяются, президент имеет весьма выгодную для себя конфигурацию. Провластная политическая коалиция РПА-Дашнакцутюн, а также оппозиционный блок Царукяна полностью находятся под контролем Саргсяна. Что же касается четвёртой политической силы, представленной в Национальном Собрании, оппозиционного блока «Елк» («Выход»), то, по некоторым данным, она связана с политиками из окружения президента.
Сам Саргсян сказал недавно, что связывает свое будущее со сферой безопасности. Правда, он не конкретизировал, в каком статусе. И эта перспектива в правящей элите считается вполне естественной, но только в том случае, если президент окончательно решит остаться в большой политике. И вот почему. Первостепенным для армянской внешней политики вопросом, несомненно, является нагорнокарабахская проблема, которая непосредственно связана со сложными геополитическими процессами и сдвигами, происходящими в Закавказье и вокруг него. Поэтому, с точки зрения дальнейшего развития Армении, компонент безопасности для Еревана в ближайшем будущем останется приоритетным. И если рассматривать вопрос формирования власти в 2018 году через эту призму, единственным лидером, способным консолидировать элиты в условиях ожидаемых вызовов в сфере безопасности, считается именно Серж Саргсян. В данном контексте отметим, что все ключевые посты в силовых структурах страны занимают люди, исключительно лояльные нынешнему президенту.
Все эти факторы вписываются в возможный сценарий действующего президента по воспроизводству собственной власти. Впрочем, он может и не занимать руководящих государственных постов, в то же время в качестве председателя правящей Республиканской партии, имеющей большинство в парламенте, оставаться главной политической фигурой Армении.
Если события будут развиваться по такому сценарию, очень вероятно, что премьером Армении в 2018 году станет нынешний глава кабинета министров Карен Карапетян. Сам премьер неоднократно заявлял, что готов продолжать руководство кабинетом министров и после завершения президентского срока Сержа Саргсяна. На вопрос, хочет ли он этого, Карапетян ответил: «Я подхожу к этому очень реалистично. Я никогда не мечтал быть премьер-министром, и тяги к исполнительной власти у меня тоже не было. Свою сегодняшнюю готовность я формулирую не как стремление к власти, а как желание изменить многое в нашей стране».
Реализация описанного сценария весьма вероятна, если иметь в виду, что Карапетян – бывший многолетний топ-менеджер компании «Газпром» и, как утверждают информированные источники, его назначение в сентябре прошлого года премьер-министром Армении было согласованным решением Сержа Саргсяна и определённых прокремлёвских кругов. На это обстоятельство необходимо обратить особое внимание, так как Москва всегда играла определяющую роль в кадровых перестановках в высших эшелонах власти своего стратегического союзника. К тому же, нынешний армянский премьер – личность весьма харизматичная, а его рейтинг среди населения по-прежнему самый высокий среди всех армянских политиков. К. Карапетян в местном обществе, возможно, даже олицетворяет «ветер перемен», так ожидаемых в стране.
Однако такая перспектива совершенно не устраивает некоторые политические и олигархические группы в армянской власти, которые связывают своё будущее исключительно с Сержем Саргсяном и, соответственно, не видят перспектив в случае, если премьером останется популярный и «чистый» Карен Карапетян. Вот почему через подконтрольные им СМИ муссируются слухи о якобы серьёзных разногласиях между президентом и премьером и даже о скорой отставке действующего главы кабинета. Кстати, оба они уже опровергли эти утверждения.
Таким образом для того, чтобы в будущем году позиции премьер-министра были более крепкими, ему необходимо показать по итогам нынешнего года хорошие экономические показали. То есть, он должен доказать, каким эффективным менеджером он является. В структурах «Газпрома» в Армении и России Карапетяну это удавалось.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте