Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Обо всем, кроме газа

Автор: Пресс-папье

Визит президента Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедова в Азербайджан 8-9 августа сопровождался пристальным вниманием экспертов в области энергетики. Главной его интригой был вопрос, насколько двум добывающим странам удастся наладить взаимодействие в газо-экспортной политике.
Для Туркмении, столкнувшейся c крупнейшим за четверть века независимости экономическим кризисом, это является вопросом жизненной необходимости. Страна, обладающая колоссальными запасами природного газа, испытывает большие трудности с экспортом этого вида топлива.
Разногласия с «Газпромом» привели к приостановлению экспорта туркменского «голубого топлива» в Россию. В последнее время возникли ценовые споры и с Ираном. Таким образом, на сегодняшний день единственным экспортным направлением является Китай. Однако и Пекин отказался финансировать строительство новой нитки, позволяющей увеличить объемы прокачки в Поднебесную. Из-за финансовых затруднений нет подвижек и в вопросе строительства газопровода ТАПИ (Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия).
В сложившейся ситуации Ашхабад связывает большие надежды с проектом Транскаспийского газопровода, предусматривающего прокачку газа по дну Каспия в Азербайджан и далее через «Южный газовый коридор» – на рынки Европы. Туркменскую сторону вдохновляет политическая поддержка данного проекта со стороны Евросоюза и США. Однако важным звеном этого проекта должен стать Азербайджан и, понятно, без согласия официального Баку его реализация невозможна.
Азербайджан до сих пор не выражал однозначной поддержки планам и чаяниям Ашхабада. В этой связи многие наблюдатели полагали, что визит Бердымухаммедова в Баку был нацелен на то, чтобы склонить азербайджанское руководство к согласованным действиям по продвижению проекта Транскаспийского газопровода с учетом возражений по его реализации соседей по Каспию – России и Ирана. Москва и Тегеран мотивируют свою позицию опасениями за техногенные катастрофы, которые могут нанести непоправимый ущерб окружающей среде Каспия.
Однако, вопреки ожиданиям экспертов, газовая и энергетическая тематика в целом не стала главенствующей на бакинских переговорах лидеров Азербайджана и Туркмении Ильхама Алиева и Гурбангулы Бердымухаммедова. Как подчеркнул Алиев в заявлении для прессы после завершения встречи со своим туркменским коллегой, «большая часть переговоров была посвящена транспортным вопросам».
«B Туркменистане и Азербайджане строятся новые морские торговые порты, которые в ближайшее время будут сданы в эксплуатацию. Это приведет к росту объема грузоперевозок», - отметил президент Азербайджана.
B то же время одной из обсуждаемых сегодня тем является строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. По словам И. Алиева, эта дорога значительно увеличит транзитные возможности и Туркмении, и Азербайджана.
В свою очередь, Г. Бердымухаммедов, предложил создать между двумя странами автомобильно-паромное и железнодорожно-паромное сообщение с подключением к этому проекту государств Центральной Азии и Черноморского региона.
Логическим результатом обоюдной заинтересованности в развитии транспортных проектов стало заключение по итогам переговоров на высшем уровне двух соглашений. В то же время в публичных заявлениях президенты обошли тему сотрудничества в газовой сфере, а также вовсе не упомянули проект Транскаспийского газопровода. Г. Бердымухаммедов лишь в общих чертах заметил, что «Туркменистан и Азербайджан выступают за создание сбалансированной многовариантной системы поставок энергоносителей на мировые рынки, основанной на диверсификации маршрутов, ясных и прозрачных схемах, гарантиях, надежности, безопасности и учете многосторонних интересов».
Азербайджанские эксперты, знакомые с ситуацией на международных переговорах по развитию энергетического потенциала Каспийского бассейна, сходятся во мнении, что, несмотря на политическую поддержку США и ЕС, реализация проекта Транскаспийского газопровода в ближайшей перспективе выглядит весьма проблематичной. Прежде всего, против данного проекта активно выступают РФ и ИРИ, которые ссылаются на неопределенность правового статуса Каспия. И в этой полемике Азербайджан и Туркмения находятся явно в «разных весовых категориях» со своими соседями.
С другой стороны, у Транскаспийского газопровода нет источников финансирования. Азербайджан и Туркмения в последние годы сами испытывают серьезные финансовые проблемы, вызванные обвалом цен на углеводороды. Из-за той же неблагоприятной ценовой конъюнктуры, помноженной на политические риски, международные кредитные учреждения не проявляют интереса к проекту, который пока даже не имеет окончательного технико-экономического обоснования.
С учетом этого и других факторов, в отношении проекта Транскаспийского газопровода Азербайджан, в отличие от Туркмении, занимает более сдержанную позицию. Еще несколько лет назад президент Азербайджана Ильхам Алиев отмечал, что «если наши партнеры захотят поставлять свои энергоресурсы с востока Каспийского моря в западном направлении через нашу территорию, то мы, конечно же, можем рассмотреть это на основе согласованных условий, и вопрос может быть решен», - говорил И. Алиев, но тут же добавлял: «Однако мы не являемся и не будем инициаторами этого дела».
Азербайджан считает, что является лишь транзитной страной, и все вопросы со строительством и безопасностью должны решать Туркмения как продавец газа и ЕС как его покупатель.
Эта позиция вполне объяснима. В ситуации, когда нет ясных контуров проекта, Баку преждевременно портить отношения с Москвой и Тегераном ни к чему. Помимо прочего, в Азербайджане с сомнениями относятся к экономической эффективности для страны Транскаспийского газопровода. С одной стороны, этот проект сулит Азербайджану транзитные доходы, а, с другой стороны, у Баку в Европе появится газовый конкурент в лице Ашхабада. В условиях перенасыщения рынков Турции и Южной Европы Баку ни к чему появление здесь нового игрока, поскольку это будет работать на понижение цены на газ.
В то же время, Азербайджан и не может открыто выступать против данного проекта, поскольку он подписал с ЕС Энергетическую хартию, обязывающую не противодействовать конкуренции в транзите и сбыте нефтяных и газовых ресурсов. Поэтому Баку больше устраивает нынешняя ситуация, когда о Транскаспийском газопроводе много говорится, вокруг него ведется активная дипломатическая работа, поскольку это повышает геополитическую значимость Баку и повышает его козыри в диалоге, как с Западом, так и Россией, нежели реальная работа по реализации проекта.
Неслучайно в ходе визита Г. Бердымухаммедова в Баку стороны ограничились подписанием лишь меморандума об энергетическом сотрудничества, в котором изложены общие, ни к чему не обязывающие намерения, и нет конкретных договоренностей.
Однако и совсем безрезультатным визит туркменского президента в Азербайджан назвать нельзя. Одним из важных его итогов стало подписание президентами совместной декларации о стратегическом партнерстве. Значимость этого документа обуславливается тем, что в прошлом отношения между двумя странами порой обретали конфронтационный характер. В начале нулевых годов прежний президент Сапармурат Ниязов даже отзывал посла из Баку. А Бердымухаммедов дважды (в 2009 и 2012 годах) грозился подать на Азербайджан в международный суд в связи со спорными нефтегазовыми месторождениями на Каспии. При этом Ашхабад считал таковыми не только расположенное прямо в центре Каспия месторождение «Кяпаз» (в туркменской версии «Сардар»), но и «Азери» и «Чираг», которые Азербайджан разрабатывает с 1994 года совместно с международным консорциумом под управлением британской BP. Поэтому подписание декларации о стратегическом партнерстве демонстрирует намерение сторон координировать усилия в достижении общих целей, их готовность к взаимным компромиссам, отказ от ультимативных и дискриминационных шагов в отношении друг друга.
В то же время декларация не накладывает на Баку и Ашхабад обязательств по конкретным вопросам. То есть, стороны решили на данном этапе сосредоточиться на тех вопросах, по которым уже можно сотрудничать. Речь идет о взаимном использовании транзитных возможностей стран в развитии международных транспортных коридоров, использовании трубопроводной и железнодорожной инфраструктуры Азербайджана для прокачки и перевозок туркменских нефти и нефтепродуктов, взаимодействии в региональных и международных организациях.
Туркмения уже использует нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, но спорные вопросы, касающиеся делимитации дна Каспия, судьбу месторождения «Кяпаз» решено «пока не трогать», и отложить эти вопросы на потом. Это вопрос не является актуальным для Баку и Ашхабада с учетом ограниченности его запасов и дефицита инвестиций, как у самих сторон, так и добывающих компаний. Но сам факт того, что Баку и Ашхабад преодолели в отношениях тяжелое наследие недавнего прошлого, дает основания полагать, что в перспективе они смогут демонстрировать гибкость в решении двусторонних и каспийских проблем, естественно, с учетом интересов и других региональных игроков.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте