Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Что сулит Азербайджану новый нефтяной контракт?

Автор: Пресс-папье

Новый контракт, подписанный госнефтекомпанией Азербайджана (SOCAR) с консорциумом иностранных партнеров, позволит продлить совместную разработку каспийских месторождений нефти до 2050 года.
Для Азербайджана, изрядно претерпевшего в результате падения темпов добычи нефти и снижения цен на этот вид углеводородов, новое соглашение стало своего рода спасительной кислородной маской. Тем не менее, эксперты полагают, что для Азербайджана условия контракта, несмотря на их внешнюю привлекательность, не столь выгодны, а правительство вынуждено было пойти на заключение нового соглашения, чтобы хоть как-то стабилизировать добычу «черного золота».
Контракт на разработку блока месторождений "Азери-Чираг-Гюнешли" (АЧГ) в азербайджанском секторе Каспия до 2050 года был подписан 14 сентября. Это соглашение позволит продолжить разработку блока АЧГ, с которого в настоящее время добывается 620 тыс. баррелей нефтяного эквивалента в сутки.
Официальная пропаганда в ряду преимуществ нового соглашения указывает на инвестирование в экономику Азербайджана в предстоящие 32 года 40 млрд. долларов. Кроме того, среди опций нового соглашения указывается на более чем двукратное увеличение доли SOCAR в проекте и доведение его акций до 25 процентов.
Еще одним позитивным его моментом подается предоставление иностранными партнерами SOCAR в виде бонусов 3,6 млрд. Помимо этого, в отличие от первого контракта на разработку АЧГ, подписанного в 1994 году, многие подряды в рамках проекта получат азербайджанские компании, что принесет экономике страны косвенные дивиденды.
Но независимые эксперты склоняются к мнению о том, что иностранным партнерам (больше половины долевого участия принадлежат американским, британской и норвежской компаниям) вновь удалось застраховать свои риски за счет интересов Азербайджана. При этом специалисты напоминают о том, как в свое время иностранные члены консорциума после того, как окупили свои затраты, и доля Азербайджана в распределении прибыльной нефти возросла до 80 процентов, снизили капитальные вложения.
Увеличение долевого участия SOCAR до 25 процентов означает и пропорциональное повышение обязательств азербайджанской стороны по инвестициям. Таким образом, из 40 млрд. долларов, которые будут вложены в проект, 10 млрд. инвестирует SOCAR. Правда, возрастет и доля Азербайджана в получении прибыльной нефти. Однако это нивелируется низкими ныне ценами на нефть и отсутствием перспектив их резкого роста в будущем. Азербайджан уже не будет получать нефтяных сверхприбылей, как было еще 10 лет назад, когда ежемесячно доходы страны от продажи углеводородов составляли 2 млрд. долларов.
Для правительства сейчас главное – стабилизировать в 20-е гг. падающие объемы добычи на АЧГ, поддерживая их хотя бы на уровне 24-25 млн. тонн нефти в год (в 2017 году они прогнозируются в 28 млн. тонн). Но развитие альтернативных видов энергетики, активное разворачивание США добычи нефти и сланцевого газа не сулят рынку углеводородов благоприятных перспектив.
С учетом прогнозов, нефтяных доходов страны едва будет хватать для балансирования госбюджета, и о серьезных накоплениях государства в специальном фонде не может идти и речи.
Что касается получения правительством бонусов на сумму 3,6 млрд. долларов, то это сиюминутный успех. Сейчас в условиях острой нехватки финансовых ресурсов для исполнения обязательств Азербайджана по тем же энергетическим проектам заимствование столь крупных средств внешне выглядит внушительным успехом. Однако эти средства придется возвращать, причем, в ближайшие 10 лет. И это станет дополнительным бременем для государственной казны. При этом риски иностранных компаний минимизированы. Они работают уже в освоенной стране. Логистическая и производственная инфраструктура создана. Контракт имеет силу закона и ратифицируется парламентом, и перспектива одностороннего пересмотра условий исключается. Более того, интересы иностранных компаний гарантируются специальным законом – ратификацией контракта парламентом.
Несмотря на наличие этих негативных моментов, подписание нового контракта было очень важным для правительства Азербайджана. Помимо стабилизации добычи нефти и приостановления сокращения валютных резервов страны, оно стало индикатором благополучной ситуации для иностранных инвестиций. Также ряд местных специалистов оценивает условия контракта как выгодные для Азербайджана.
По данным эксперта в области энергетики Ильхама Шабана, в новом контракте средняя нефтяная цена предусмотрена на уровне 75 долл. за баррель, а это возможно в период 2020-2025 годы, далее же стоимость нефти еще более возрастет.
«Подтвержденные запасы извлекаемой на АЧГ нефти составляют 3,6 млрд баррелей, и даже по цене 75 долларов они обеспечат приток 270 млрд. долларов. Если из этой суммы вычесть затраты на возмещение инвестиций и кредитов, а это порядка 60 млрд. долларов, а также расходы на транспортировку – 25 млрд. долларов, то все равно в Нефтяной фонд Азербайджана поступит почти 140 млрд. долларов прибыли», - сказал Шабан.
Но аналитики больше обращают внимание на политическую значимость нового контракта для правящей элиты Азербайджана.
«Подписав этот контракт с правительством Азербайджана, иностранные компании, в том числе, западные корпорации будут заинтересованы в сохранении стабильности в стране и во власти. Естественно, для них важно сохранение у власти на президентских выборах нынешнего президента Ильхама Алиева или же кого-нибудь из его команды. Нефтяные лобби, в особенности, на Западе будут стремиться чтобы правительства их стран не оказывали сильного давления на Баку с требованием обеспечения условий для демократических выборов, и вообще обеспечения свобод граждан», - сказал анонимный эксперт.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте