Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Казахстан остается одним из наиболее активных сторонников ЕЭП

Автор: Пресс-папье

Недавняя ялтинская встреча глав России, Белоруссии, Казахстана и Украины подтвердила стремление стран-участниц создания Единого экономического пространства (ЕЭП) продолжать работу, начатую лидерами этих государств 19 сентября 2003 года во время очередного саммита в Крыму. С момента выдвижения и начала реализации инициативы создания ЕЭП активное участие в этом процессе принимает государственное руководство Республики Казахстан.
15 августа прошлого года в Астане состоялось 7-е заседание Группы высокого уровня (ГВУ), в которую входят вице-премьеры правительств данных государств. На нем речь шла о подготовке соответствующих документов по созданию ЕЭП. Участники ГВУ имели встречу с президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым, который на последовавшем за этой беседой брифинге для журналистов выразил заинтересованность Казахстана в образовании ЕЭП.
В частности, Н. Назарбаев отметил, что это – важнейшая попытка еще раз создать нормальное интеграционное пространство. «Мы знаем, как спотыкается СНГ, потому что многие вопросы не решаются; там свободный вход, свободный выход, свободное подписание документов. Здесь же речь идет самое главное о том, что будет комиссия по торговле и тарифам, и будет работать самостоятельно и независимо, определяя в интересах всех государств те решения, которые, надо принимать».
Затем, в Ялте, еще до подписания документов по созданию ЕЭП президент РК, отвечая на вопросы журналистов, отметил, что у четырех стран «нет никаких препятствий для формирования ЕЭП». Обращает на себя внимание то, что перед заседанием «четверки» состоялись переговоры между президентами России и Казахстана. Можно предположить, что Путин и Назарбаев в ходе этой встречи не только лишний раз решили прозондировать настроения друг друга относительно создания ЕЭП, но и договорились о совместных действиях, направленных на соответствующую обработку своих коллег из Беларуси и Украины с целью склонить их к подписанию данных документов.
3 апреля в Астане прошло 11-е заседание ГВУ, посвященное ратификации уже принятых документов и определению технических заданий по всем направлениям законотворческой работы в рамках создания ЕЭП. Во второй половине апреля Парламент РК ратифицировал Соглашение о формировании ЕЭП, которое затем было подписано главой государства.
23-24 мая президент РК Нурсултан Назарбаев принял участие в работе саммита глав государств-участников ЕЭП, прошедшего в Ялте. Здесь он, в частности, выступил с предложением решить вопросы Таможенного союза стран «четверки» до их вступления во Всемирную торговую организацию. По его мнению, создание Таможенного союза с едиными тарифами является первым этапом на пути формирования Зоны свободной торговли. Кроме того, глава Казахстана предложил также одновременно создать Транспортный союз, так как транспорт является важным звеном в экономике стран-участниц ЕЭП.
Судя по всему, своим предложением относительно Таможенного союза президент РК пытается решить следующие важные для себя вопросы. Например, создать необходимые условия для вступления Казахстана в ВТО, позволяющие ему избежать разногласий и напряжения в отношениях с партнерами по ЕЭП. Кроме того, Казахстан заинтересован в устранении негативных последствий для своих внешнеполитических и внешнеэкономических связей в случае вступления других участников ЕЭП в ВТО.
Показательным является то, что в Ялте стороны договорились собраться 15 сентября именно в Астане, где Группа высокого уровня представит проекты документов, требующих подписания.
Примечательно, что предложение о проведении очередного саммита ЕЭП в Астане поступило от президента Украины Леонида Кучмы, который, кстати, имел с Н. Назарбаевым отдельную встречу. По официальным данным, на этой встрече обсуждались вопросы, как двусторонних отношений, так и создания ЕЭП. Вероятно, президенты двух стран договорились между собой и о поддержке взаимных интересов в рамках формирования и деятельности данного объединения.

Казахстанские власти у себя в стране инициировали проведение большой пропагандистской работы, целью которой было обоснование необходимости и значимости создания ЕЭП. Активное участие в этой пропаганде приняли представители различных государственных органов.
В частности, министр иностранных дел Касымжомарт Токаев отметил, что «ЕЭП – это не блажь президента РК», а инициатива подкреплена конкретными экономическими потребностями. Создание данного образования, по его словам, необходимо Казахстану в связи с тем, что рынок республики ограничен, транспортная составляющая – огромная, и «в обозримом будущем» Казахстан может столкнуться с объективными препятствиями экономического развития. Поэтому стране нужны новые рынки, дополнительный канал для «выброса» инвестиций и своей продукции. Токаев также высказался за необходимость создания наднациональных органов в сфере экономики – комитета по тарифам или единых регулирующих органов.
Заместитель Токаева по МИДу Нурлан Онжанов назвал создание ЕЭП важным и логическим шагом к реализации выдвинутой президентом РК еще в 1994 г. инициативы по созданию Евразийского союза.
В апреле-мае 2004 г. в газете «Казахстанская правда», главном официальном органе РК, вышла серия статей, посвященных вопросам формирования ЕЭП. В них содержатся следующие тезисы, направленные на популяризацию самой идеи создания ЕЭП и деятельности казахстанского руководства по ее реализации:
удешевление транзитных перевозок казахстанских энергоносителей, к примеру, через Россию и Украину, будет только способствовать вхождению Казахстана в европейское пространство;
для создания ЕЭП есть все условия. На Казахстан, Россию, Беларусь и Украину приходится 94 % ВВП и 88 % товарооборота всех стран СНГ. Высокая степень взаимозависимости национальных экономик, экономическое оживление и рост макроэкономических показателей подкрепляются более благоприятным, чем в предыдущие годы, общим климатом во взаимоотношениях между этими странами;
реализация соглашения о ЕЭП позволит, в том числе, снизить уровень инфраструктурной нагрузки, что облегчит взаимодействие товаропроизводителей и повысит уровень конкурентоспособности экономики стран-участниц;
в основу ЕЭП заложен принцип «разноуровневой и разноскоростной» интеграции, обеспечивающий каждому из государств возможность выбрать для себя приемлемый темп принятия решений. В том числе, и по вступлению во Всемирную торговую организацию;
в международном аспекте активная роль Казахстана в ЕЭП благотворно скажется на его имидже, как одного из наиболее развитых постсоветских государств и будет укреплять политический авторитет республики на мировой арене.
Обращает на себя внимание то, что в некоторых официальных сообщениях и материалах периодической печати республики прослеживается стремление обозначить интеграционные процессы в рамках ЕЭП как одно из ключевых направлений дальнейшего развития двусторонних отношений между Казахстаном и Россией.
В частности, ссылаясь на необозначенных экспертов, «Казахстанская правда» утверждает, что кроме руководства Казахстана и России никто из глав государств Содружества не проявляет видимого стремления к модернизации структуры СНГ и наполнению его деятельности новым смыслом, соответствующим реалиям времени. Представляется также, что быстрее подготовительный процесс создания ЕЭП пройдет именно у Казахстана с Россией. Прежде всего, потому, что «по многим параметрам позиции двух стран в экономике совпадают». Это важно, по крайней мере, на первых порах, пока ЕЭП не укрепится.
Вместе с тем, через подобные публикации официальные структуры Казахстана пытаются не только получить дополнительные дивиденды от руководства России, но и решить в свою пользу ряд вопросов двухстороннего сотрудничества.
Например, в одной из таких публикаций утверждается, что во многом участникам ЕЭП придется пойти на взаимные уступки. «России, к примеру, будет трудно отказаться от взимания НДС по принципу страны-производителя без ущерба для своей казны, говорят эксперты».
Вместе с тем, официальные лиц РК дают понять, что эти процессы, связанные с созданием ЕЭП, идут не так легко, «как хотелось бы». К примеру, Касымжомарт Токаев заявил, что он не может быть «полностью оптимистичным» в отношении перспектив создания ЕЭП, так как здесь есть много трудностей, «связанных с политикой тех или иных государств».
Казахстану пришлось столкнуться с тем, что у каждой стороны есть свой взгляд на то, какой из подписываемых документов должен реализовываться в первую очередь. Украина, например, настаивает на том, чтобы участники вначале занялись созданием Зоны свободной торговли и при этом несколько повременили с подписанием соглашений по либерализации сферы услуг. Казахстан с самого начала предлагал «продвинуться» вперед по соглашениям, которые регламентируют либерализацию отношений в сфере транспорта, а потом заняться всем остальным. Россия утверждает, что все это имеет смысл подписывать только вместе, т.е. пакетом.
Ряд казахстанских экспертов считает, что определенные трудности для функционирования ЕЭП создаст то, что страны-участницы вступают во Всемирную торговую организацию врозь и договариваются с ВТО «на разных условиях». В частности, такой точки зрения придерживается вице-премьер РК Сауат Мынбаев, представляющий Астану в ГВУ.
По мнению бывшего председателя Национального банка РК, ныне являющегося помощником президента страны, Григория Марченко важным условием и последним шагом в интеграции стран-участниц ЕЭП должно стать введение общей валюты. Однако, по его словам, сначала страны, желающие объединяться, должны прийти к унификации тарифов через сближение таможенных и торговых систем, затем выровнять макроэкономические параметры. Г. Марченко также отметил, следующие приемлемые для Казахстана условия интеграции: среднегодовая инфляция в странах-участницах – 5%, размер совокупного государственного долга, внешнего и внутреннего – не более 50% ВВП, дефицит бюджета – не более 3% ВВП. Только достигнув этих результатов, можно будет реально двигаться к валютной интеграции.
Судя по всему, открыто демонстрируя отмеченные спорные моменты и иные трудности в создании ЕЭП, Казахстан не собирается отказываться от своего участия в данном межгосударственном объединении.
Официальным лицам РК также пришлось реагировать на мнения о том, что создание ЕЭП может привести к дезинтеграционным процессам не только в СНГ, но и внутри Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).
По словам вице-министра иностранных дел Н. Онжанова, ЕЭП не является альтернативным вариантом ЕврАзЭС и не подразумевает его замену, поскольку последнее является уже сформированной, самостоятельно функционирующей организацией. К тому же, при формировании ЕЭП можно учитывать положительный опыт интеграции в рамах ЕврАзЭС.
Вице-премьер С. Мынбаев концептуально различает ЕврАзЭс и ЕЭП. Первое из них, по его мнению, призвано решать конкретные вопросы (перевозка валюты внутри сообщества, работа таможенных постов, взаимная страховка транспорта и т.д.). ЕЭП же, хотя и не решило ни одного практического вопроса, но нарисовало «некую теоретическую модель, как и в каком направлении должна двигаться интеграция». Тем не менее, С. Мынбаев считает, что оба объединения дополняют друг друга и рано или поздно сольются в одну структуру.
Учитывая высокую активность властей Казахстана в деле создания ЕЭП, можно предположить, что их работа по дальнейшему развитию ЕврАзЭс отодвинута на второй план. Эту тенденцию можно объяснить следующими моментами.
Во-первых, в рамках ЕврАзЭс Казахстану приходится иметь дело не только с «более развитой» Россией, но и с «менее развитыми» Киргизией и Таджикистаном. Причем, в отношениях РК со своими центрально-азиатскими партнерами прослеживается немало спорных и проблемных моментов. Например, с Киргизией – это использование вод трансграничных рек, споры о государственной собственности на ряд курортных объектов Иссык-Куля, ранее принадлежавших Казахстану, взаимная трудовая миграция и др. Киргизия и Таджикистан «по-любому» не являются «весомыми» внешнеторговыми и, тем более, «инвестиционными» партнерами Казахстана.
Во-вторых, в последние годы наблюдается повышенный интерес Астаны к расширению своих, прежде всего, экономических отношений с Киевом. Судя по официальным заявлениям и публикациям, особенно Украина важна для Казахстана в вопросах совместного использования энергоресурсов. Категорические отказы Украины от вхождения в ЕврАзЭС, таким образом, был компенсирован для Казахстана ее согласием, стать одним из участников ЕЭП. Вероятно, развивая собственную нефтегазовую отрасль и пути доставки своей нефти на мировые рынки, РК будет лоббировать создание в рамках ЕЭП своего рода «Евразийского ОПЕК». В этом плане, он может рассчитывать на поддержку со стороны Украины, с которой давно реализует ряд совместных проектов в нефтегазовой сфере.

Говоря об отношении Астаны к созданию и перспективам ЕЭП, интересно также узнать мнения частных экспертов. Одни из них приветствуют данную инициативу, и их точка зрения почти полностью совпадает с официальной позицией, другие относятся к ЕЭП скептически.
К сторонникам первой точки зрения можно отнести, например, руководителей Международного института современной политики (МИСП) – председателя Наблюдательного совета МИСП Дариги Назарбаевой и генерального директора института Ерлана Карина. Оба они также являются руководителями пропрезидентской Республиканской партии «Асар». Выступая за реализацию выдвинутой ими доктрины создания «Евразийской тройки» в составе Казахстана, России и Украины, лидеры «Асара» утверждают, что эти страны олицетворяют собой не только три самые мощные экономики СНГ, но и три наиболее развитые на постсоветском пространстве демократические системы.
Что касается Белоруссии, равно как и других стран СНГ, то им, видимо, в данной доктрине отводится роль «второстепенных» внешних партнеров и, своего рода, помощников для реализации целей членов «Евразийской тройки», которые, по мнению авторов, отвечают интересам всех постсоветских государств.
По мнению заведующей отделом геоглобалистики и экономической безопасности Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Ларисы Гусевой, экономическое объединение стран-участниц ЕЭП позволит им восстановить разрушенные при распаде СССР производственные связи. К тому же, будет происходить увеличение объемов внешней торговли этих государств. Ожидается также, что после объединения, потребители всех четырех стран, входящих в единое пространство, получат более дешевые товары, а также сократятся разного рода пошлины, уменьшится коррупция и таможенная волокита.
Что касается оппонентов идеи ЕЭП, то они приводят самые разнообразные аргументы. В принципе их нельзя назвать противниками создания Единого экономического пространства. Наоборот, многие из них положительно оценивают эту инициативу. В то же время, они сомневаются в скором создании, эффективном функционировании и интеграционном потенциале ЕЭП.
В частности, доктор политических наук Константин Сыроежкин, хотя и уверен, что альтернативы интеграции нет, но считает, что для этого нужны «сопоставимые по своей величине государства». Россия и Казахстан, по его мнению, для этого вполне подходят, а вот Украина и Белоруссия – «не совсем». Кроме того, у президентов стран «четверки» еще не сформировалась готовность к передаче части суверенитета своих государств наднациональным органам, что тормозит реальную интеграцию. К. Сыроежкин также отмечает отчетливо проявляющуюся конкуренцию между ЕЭП и ЕврАзЭС, не говоря уже о других интеграционных объединениях на постсоветском пространстве. В целом, по его словам, интеграционные процессы на пространстве СНГ, «хоть и с большим скрипом, но идут». Правда, большинство из них скорее напоминает «политико-экономический шантаж, нежели интеграционный здравый смысл».
Советник и.о. председателя президентской партии «Отан» Болатхан Тайжан утверждает, что четыре государства-участника ЕЭП еще не успели создать свои внутренние экономические пространства. Каждое из них прилагает огромные усилия для развития своей государственности. Поэтому говорить о быстром их объединении «очень затруднительно». Вместе с тем, полагает Б. Тайжан, сам процесс интеграции объективен.
Директор Института национальных исследований Бурихан Нурмухамедов считает, что Казахстану доверять новым партнерам, особенно РФ, не стоит. «Никто не может сказать, что Россия – устойчивое демократическое государство с традициями, - заявляет он. - Все что мы испытали негативного, пришло оттуда. Самое главное – нужно решить, зачем нам нужна интеграция».
Сопредседатель Демократической партии Казахстана «Ак жол» Болат Абилов, сопоставляя экономические показатели стран «четверки», выразил сомнение в том, что у них получится взаимовыгодное сотрудничество. Политик также обратил внимание на то, что в процессе создания ЕЭП, равно как и других интеграционных структур, не учитывается общественное мнение, «мнение простых людей». В связи с этим неясно, какими высшими целями руководствуются президенты, «уважают ли при этом права и свободы граждан».
Газета «Панорама» в материале, посвященном итогам ялтинского саммита ЕЭП, отмечает, что вопрос о создании внутри данного сообщества Транспортного союза, поднятый президентом РК, «весьма логичен». Казахстан в силу своей географической удаленности от западных рынков и наиболее всего заинтересован в такой схеме сотрудничества как ЕЭП. Но у его партнеров, пишет издание, «особого интереса в этом нет».
Интересную точку зрения относительно создания ЕЭП с учетом геополитических факторов высказал главный редактор информационно-аналитического журнала «Континент» Султан Акимбеков. Он обращает внимание на то, что в ЕЭП объединились четыре самых влиятельных государств СНГ: три славянские республики, которые когда-то в Беловежской пуще «похоронили СССР», и «примкнувший к ним» Казахстан.
Особенно впечатляет в этом плане согласие войти в новое образование Украины, которая долгое время абстрагировалась от интеграционных процессов, где доминирующую роль играет Россия, и проводила «откровенно антироссийскую политику». Резкий поворот Киева в вопросе создания ЕЭП С. Акимбеков расценивает как начало тесного политического сближения «украинской элиты и России». Данное обстоятельство «в корне меняет» расстановку сил на постсоветском пространстве и подрывает усилия США по укреплению здесь своих позиций. Москва же, наоборот, уверенно наращивает свое преимущество, уверен эксперт.

При всей разнородности точек зрения по поводу формирования ЕЭП, нужно отметить, что принципиальных и серьезных противников этой инициативе в Казахстане нет. Во всяком случае, таких, кто бы мог отстаивать свое мнение «путем использования политических и информационных ресурсов». В то же время, какой-либо полемики между лицами, разделяющими полярные мнения в отношении ЕЭП, в стране не наблюдается.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте