Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

И Север-Юг, и БТК

Автор: Пресс-папье

Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс (БТК), строительство которой велось без малого десять лет, наконец-то введена в действие. Инициаторы проекта – Азербайджан, Грузия и Турция – ставят перед собой амбициозные задачи по привлечению части грузопотока из Китая в Европу, который в настоящее время идет, главным образом, по морскому маршруту. Такой оптимизм основывается на том, что запуск БТК позволяет отправлять контейнеры с грузами напрямую железнодорожными составами из Пекина в Лондон. Каспий поезда пересекут паромами, и необходимости в перегрузке товаров с одного вида транспорта на другой не возникнет.
По словам национального секретаря Азербайджана в межправительственной комиссии ТРАСЕКА (транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия) Акифа Мустафаева, морским путем грузы идут из Китая в Европу 40 дней. Запуск же БТК повышает привлекательность так называемого «Шелкового пути», позволяющего, благодаря прямому железнодорожному пути, сократить время доставки более чем вдвое.
Ежегодно, Китай отправляет в Европу и Америку 10 миллионов контейнеров грузов, используя в основном морской транспорт.
«Если удастся привлечь, хотя бы 3-4 процента этих грузов на БТК, то проект полностью оправдает себя экономически и будет приносить всем участникам прямые и косвенные экономические выгоды», - сказал Мустафаев.
Как было заявлено 30 октября на церемонии открытия БТК, на первых порах по дороге предполагается перевозить ежегодно около 6,5 млн. тонн грузов, а через несколько лет довести объем перевозок до максимальной отметки 17 млн. тонн в год.
Однако эксперт Натиг Джафарли сомневается в экономической эффективности проекта. По его словам, основным спонсором проекта стал Азербайджан, предоставивший для его реализации долгосрочный, практически беспроцентный кредит на сумму 775 млн. долларов. По мнению эксперта, дорога будет приносить Азербайджану ежегодно не более 30 млн. долларов и вложенные средства страна окупит не ранее, чем через 25 лет. Также Джафарли считает, что для привлечения грузов на БТК необходимо предложить такие низкие тарифы и такую высокую скорость, по сравнению с альтернативными вариантами, чтобы это было намного выгоднее грузоотправителям.
«Ведь БТК – не единственный железнодорожный путь из Поднебесной в Европу. Есть еще дорога через Россию. В отличие от «Шелкового пути», на котором расположено много стран, таможни которых приходится проходить, на российском маршруте в Европу находятся только Казахстан и сама РФ. Этот маршрут уже апробирован, и грузы по нему доставляются в Европу за 14-18 дней», - сказал Джафарли.
Одним из минусов БТК при транспортировке грузов из Китая в Европу, помимо пересечения множества таможенных границ, является фактор Каспийского моря. Погрузка на паромы и перемещение по морскому пути, где движение может замедляться еще и в связи с погодными условиями, на скорость перевозок будет влиять негативно, а снижение тарифов будет нивелировать выгоды от роста объема грузоперевозок.
Именно из-за низкой экономической привлекательности, БТК не стали финансировать международные кредитные учреждения, и основное бремя расходов Азербайджан был вынужден взять на себя.
Показателем слабого интереса к проекту со стороны крупных международных участников торговли Джафарли назвал отсутствие на церемонии открытия БТК высоких представителей Китая и стран Евросоюза. Церемония прошла с участием президентов Азербайджана и Турции, премьер-министров Грузии, Казахстана и Узбекистана, министров транспорта Киргизии и Таджикистана.
БТК может стать значимым фактором наращивания межрегиональных перевозок, но никак не нахождения логистических решений в глобальном масштабе. Эту точку зрения разделяют и другие эксперты. На их взгляд, БТК будет способствовать существенному росту грузоперевозок между странами Центральной Азии и Турции. Причем, грузопотоки могут расширяться в обоих направлениях. Турция является привлекательным рынком для сырьевой продукции стран Центральной Азии. В то же время турецкий текстиль, стройматериалы, бытовая техника, благодаря ценовой выгодности, востребованы в Грузии, Азербайджане и странах Центральной Азии. Символично, что первый состав повез по БТК 32 вагонов грузов, отправленных из Казахстана в турецкий Мерсин.
Обеспечить загруженность БТК может и наметившееся потепление в отношениях между Турцией и Узбекистаном. При бывшем узбекском президенте Исламе Каримове отношения между двумя странами были практически близки к нулю. Но с приходом к власти Шавката Мирзиёева ситуация начала кардинально меняться. В конце октября нынешний узбекский лидер посетил Турцию с официальным визитом, в ходе которого были подписаны экономические контракты на 3,5 млрд. долларов.
С учетом того, что Азербайджан находится на стыке нескольких маршрутов, возможностями БТК вполне могут воспользоваться и страны, расположенные в транспортном коридоре «Север-Юг». К примеру, БТК может связать грузоперевозки между Турцией и Россией. В настоящее время они осуществляются, главным образом, по Черному морю.
Как недавно заявил глава «Азербайджанских железных дорог» Джавид Гурбанов, в настоящее время «создаются условия для отправки по дороге Баку-Тбилиси-Карс примерно 400 тысяч тонн зерна, древесины и угля из России». Таким образом, БТК и коридор Север-Юг могут взаимно дополнять друг друга, повышая экономическую эффективность и привлекательность обоих магистралей.
С другой стороны, БТК может стать одним из ответвлений продвигаемого в последнее время нового коридора Юг-Запад. (http://etpress.ru/?content=article&id=6794).
Азербайджан, находясь на перекрестке всех этих путей, готов содействовать интеграции географически разнонаправленных транспортных коридоров, и БТК при этом может стать интеграционным звеном, о чем на церемонии открытия БТК заявил президент страны Ильхам Алиев. При этом он подчеркнул, что Азербайджан предпринимает шаги по созданию транспортного коридора Север-Юг.
Символично, что, спустя два дня после церемонии открытия БТК в Баку, 1 ноября в Тегеране состоялся саммит лидеров РФ, ИРИ и Азербайджана, одним из основных вопросов, повестки которого стало развитие коридора Север-Юг. На этой встрече Баку подтвердил готовность способствовать данному проекту.
Азербайджан уже построил свою железную дорогу до границы с Ираном, а также мост через азербайджано-иранскую границу. Таким образом, железная дорога от азербайджано-российской границы до границы Азербайджана с Ираном приведена в полную готовность к эксплуатации. Одновременно Баку готов принять участие в финансировании строительства железной дороги Астара-Решт на территории Ирана. На строительство этой дороги Баку готов предоставить Ирану кредит в объеме 500 миллионов долларов. Реализация данного проекта замкнет между собой железные дороги ИРИ, РФ и Азербайджана и соединит их с БТК.
В условиях низких цен на нефть и отсутствия перспектив их резкого роста в обозримом будущем, Баку стремится диверсифицировать источники своих доходов в будущем за счет развития международных транспортных коридоров и максимального использования транзитных возможностей страны. Насколько оправданными окажутся инвестиции в этом направлении, покажет жизнь.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте