Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Предвыборный цейтнот

Автор: Пресс-папье

В Азербайджане президентские выборы 2018 года пройдут с опережением на шесть месяцев. Президент Азербайджана Ильхам Алиев, воспользовавшись конституционными полномочиями, предоставленными ему на референдуме 2016 года, назначил внеочередные выборы на 11 апреля. Это решение было обнародовано, спустя 4 дня после объявления правящей партией «Новый Азербайджан» Ильхама Алиева кандидатом на пост главы государства на выборах-2018.
Интересно, что в распоряжении главы государства никаких официальных причин проведения досрочных выборов представлено не было, кроме ссылки на соответствующую статью Конституции, позволяющую президенту назначать внеочередные выборы. Чиновники администрации И. Алиева и провластные депутаты озвучивают разные версии. Одна из них связана с тем, что после продления срока полномочий президента до 7 лет, в 2025 году придется практически подряд, с интервалом в три недели, проводить выборы главы государства (середине октября) и депутатов парламента (начале ноября), а нынешние внеочередные выборы назначены якобы дескать для того, чтобы развести эти избирательные кампании.
Еще одним мотивом такого шага властей называется насыщенность 2018 года важными государственными и международными мероприятиями, включая празднование 100-летия Азербайджанской демократической республики (АДР 1918-1920), 95-летия со дня рождения Гейдара Алиева, проведение Международного гуманитарного форума и т.д. А в начале года выборы проводятся якобы для того, чтобы государственный аппарат в дальнейшем мог бы сосредоточиться на подготовке к указанным мероприятиям.
Однако эти версии малоубедительны. Независимые эксперты высказывают иные точки зрения. При этом все сходятся во мнении, что назначение внеочередных выборов связано с желанием руководства страны провести президентскую кампанию максимально «гладко» и комфортно для себя с целью «продления жизни этого режима». Основанием для этих предположений является намерение И. Алиева баллотироваться в президенты в четвертый раз. А перенос избирательной кампании вперед эксперты объясняют вызовами, с которыми власти Азербайджана столкнулись накануне предстоящих выборов.
Так, впервые за последние 15 лет кампания по выборам президента страны проводятся в обстановке усугубляющегося экономического кризиса. В условиях активной избирательной деятельности недовольство населения может вылиться в организованное массовое движение сопротивления.
С другой стороны, международные скандалы, связанные с «Панамским досье» (выявление в офшорах бизнеса азербайджанских чиновников и членов семьи Ильхама Алиева), «Икорной дипломатией» (подкуп депутатов ПАСЕ в целях лоббирования интересов азербайджанской власти) и «Азербайджанским ландроматом» (вывод из Азербайджана 3 млрд. долларов с целью их отмывания) усилили внешнее давление на Баку. Проводимая на этом фоне затяжная избирательная кампания таит риски новых внутренних и международных скандалов, которые при активности избирателей может вывести ситуацию в Азербайджане из-под контроля. А назначив внеочередные выборы, Алиев поставил своих оппонентов внутри страны и за рубежом в жесткий цейтнот.
Оппозиция, не имеющая достаточных ни финансовых, ни людских, ни медийных ресурсов и пребывающая, вдобавок ко всему, в разобщенном состоянии, не способна за считанные дни до начала избирательной кампании (официально она стартует за 60 дней до выборов, то есть 10 февраля) консолидироваться и сгенерировать достойную альтернативу кандидату от власти.
Неслучайно ведущее оппозиционное объединение страны Национальный совет демократических сил заявил о бойкоте выборов. Движение «Республиканская альтернатива», чей лидер Ильгар Мамедов уже шестой год отбывает тюремное заключение, заявило о непризнании результатов внеочередных выборов.
С другой стороны, назначение внеочередных выборов обезоруживает международные организации, поскольку не остается времени для требований изменения избирательного законодательства и создания честных условий предвыборной кампании. БДИПЧ ОБСЕ, главный критик всех предыдущих президентских выборов в Азербайджане, по всей видимости, не успеет развернуть наблюдательную миссию, если даже официальный Баку пригласит его для проведения такого мониторинга. Дело в том, что бюро, как правило, прежде чем прислать наблюдателей, за 4-5 месяцев командирует оценочную миссию, которая выявляет потребности такого мониторинга.
Наблюдатели обращают внимание на еще один важный для официального Баку момент: сроки внеочередных выборов практически совпадают с избирательной кампанией в России. Это означает, что внимание международного сообщества будет сосредоточено именно на российских выборах, и Азербайджан в значительной степени останется в тени.
Также причиной, побудившей Алиева объявить внеочередные выборы, может быть стремление нейтрализовать потенциальные очаги недовольства и сопротивления внутри самой власти, которые могли бы появиться к этой осени. Дело в том, что после начала кризиса 2015 года объективные интересы страны начали диктовать необходимость ограничения влияния местных олигархов, монополизировавших различные отрасли экономики.
В последние годы своих постов лишились влиятельные такие чиновники-бизнесмены, как министр национальной безопасности Эльдар Махмудов, министр связи Али Аббасов, министр транспорта Зия Мамедов, министр налогов Фазиль Мамедов. На их места стали выдвигаться представители молодого поколения госменеджеров, которые, с одной стороны, не запачканы коррупцией, а, с другой стороны, политически не амбициозны и абсолютно лояльны президентскому клану. Это вызывает настороженность у «старой гвардии», которая опасалась выдвижения на выборах-2018 первого вице-президента Азербайджанской Республики и супруги нынешнего главы государства Мехрибан Алиевой и расстановки в перспективе ее приближенных на все ключевые государственные посты.
Назначение досрочных выборов ставит «старую команду», сформировавшуюся еще при Гейдаре Алиеве, в жесткий цейтнот и минимизирует ее возможности для консолидации и саботажа. С другой стороны, выдвижение самого И. Алиева для них является утешением и некой гарантией того, что резких изменений в правящей элите все же не будет.
В социальных сетях активно муссируется тема выдвижения самого И. Алиева. Комментаторы считают, что этот ход властей говорит о политическом поражении его супруги, которая якобы сама желала баллотироваться в президенты. Однако вряд ли эти утверждения имеют под собой серьезную почву. Учреждение института первого вице-президента и назначение на эту должность Мехрибан Алиевой преследовало, скорее, цели создания механизма преемственности власти на случай различных форс-мажорных обстоятельств. Но Ильхаму Алиеву всего 56 лет, и, согласно нынешнему законодательству страны, он может баллотироваться в президенты еще не раз. Мехрибан Алиева же и так активно вовлечена в государственные дела наряду с супругом. Фактически они правят в тандеме, составляя некий дуумвират во власти. М. Алиева занята через гуманитарные, культурные проекты укреплением имиджа нынешней азербайджанской власти за рубежом. Она курируют культурную, гуманитарную, образовательную сферы внутри страны, но постепенно в ее ведение переходят экономический блок правительства. В частности, ее протеже Микаил Джаббаров и Рамин Гулузаде заняли посты министров налогов и транспорта, связи и высоких технологий.
Кроме того, М. Алиева вовлечена в непосредственное управление семейным бизнесом в рамках день ото дня усиливающегося и растущего «Pasha Holding» (группа компаний, контролируемых семейным кланом Пашаевых (девичья фамилия первого вице-премьера)).
Следует также отметить, что тандем супругов Алиевых позволяет обеспечивать баланс интересов между различными местными группировками. Если кланы уроженцев Нахичеванской автономной республики и Армении традиционно поддерживают власть Алиевых (в прошлом Гейдара, а сейчас Ильхама), то вокруг Мехрибан Алиевой-Пашаевой консолидируются другие региональные элиты – ширванская, бакинская, карабахская и др.
Помимо того, М. Алиева, активно пропагандируя культуру Азербайджана за рубежом, в частности, по линии ЮНЕСКО, а также спонсируя гуманитарные, образовательные и благотворительные проекты, пользуется популярностью среди деполитизированной части населения, расширяя социальную и электоральную базу власти.
Конечно, поспешные и фактические безальтернативные выборы не получат одобрения Запада. Однако Баку наверняка попытается нейтрализовать или, по крайней мере, смягчить международную критику освобождением большой группы политзаключенных к весеннему празднику Новруз, т.е. в разгар избирательной кампании.
С другой стороны, после выборов руководство Азербайджана продолжит постепенное освобождение правительства от одиозных и скомпрометировавших себя фигур, и это также будет вызывать одобрение на Западе, в частности, ЕС, который готовится к подписанию с Азербайджаном нового соглашения о партнерстве. Поводом для кадровых перемен может стать формирование после выборов нового состава кабинета министров, в который, вероятно, не попадет ряд нынешних министров.
Во внешней политике Баку продолжит традиционный курс балансирования между мировыми и региональными центрами силы. В то же время, практически одновременное завершение выборных циклов в Азербайджане и Армении наверняка откроет окно новых возможностей для активизации переговорного процесса по Карабахскому урегулированию.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте