Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Внеочередные президентские выборы в Азербайджане: карт-бланш Ильхаму Алиеву на мирное соглашение по Карабаху?

Автор: Пресс-папье

В экспертном сообществе и СМИ Азербайджана не прекращаются дискуссии на тему мотивов, побудивших главу государства Ильхама Алиева пойти на досрочные президентские выборы. Они назначены не 11 апреля, т.е. пройдут всего на шесть месяцев раньше сроков, предусмотренных избирательным законодательством страны. При этом многие склоняются к мнению, согласно которому И. Алиев решил воспользоваться конституционными полномочиями и спутать карты своим оппонентам внутри страны и критикам на Западе, фактически поставив всех в цейтнот.
Однако есть еще одна версия причин назначения внеочередных выборов, имеющая под собой весьма серьезные основания. Впервые ее озвучил член парламентского комитета по международным отношениям, политолог Расим Мусабеков. Он – человек весьма информированный о ситуации на переговорах по Карабахскому урегулированию, к тому же, этой проблемой парламентарий в свое время занимался лично.
Уже 5 февраля (день принятия решения о досрочных выборах) Мусабеков предположил, что их перенос может быть связан с возможным прорывом на переговорах по Карабахскому урегулированию на основе взаимных компромиссов. Депутат обратил внимание на то, что в апреле 2018 года произойдет переформатирование верховной власти в Армении, в результате чего, высшим должностным лицом станет не президент, а глава правительства, формируемого парламентским большинством.
«Чтобы процесс урегулирования Карабахского конфликта не затягивался под предлогом предстоящих в октябре президентских выборов в Азербайджане, их также решили передвинуть на апрель. Возможно, предстоят сложные, прорывные компромиссы и их лучше осуществить уже после президентских выборов. Если отложить принятие важных решений по Карабахскому урегулированию на конец года, то переговорный темп может упасть, и процесс мирного урегулирования снова не будет доведен до результата», - написал депутат на своей странице в Facebook.
В последующие дни Р. Мусабеков дал ряд интервью СМИ Азербайджана и Армении, в которых обозначил контуры возможных компромиссов. Некоторые эксперты усмотрели в его заявлениях намеренные утечки официальной информации с целью подготовки общественного мнения в обеих странах.
Изложенный Мусабековым возможный сценарий прогресса в Карабахском урегулировании основывается на концепции поэтапного разрешения спорных вопросов. При этом парламентарий ссылается на январское заявление Лаврова о том, что «решить этот (карабахский – ПП) вопрос раз и навсегда одним документом невозможно».
«В этом вопросе нужен поэтапный подход. Этот поэтапный подход покажет, что возможно сделать сейчас, определит пути, где нужны дополнительные обсуждения в связи с итоговым урегулированием конфликта и статусом Нагорного Карабаха. То есть, дело за сторонами», - заявил Лавров 18 января на пресс-конференции посвященной, итогам 2017 года.
Расим Мусабеков констатирует непримиримость позиций нынешних Баку и Еревана. Так, Азербайджан настаивает на немедленной, и полной деоккупации Арменией районов вокруг Нагорного Карабаха, что отражено в резолюциях Совбеза ООН №№822, 853, 874, 884, принятых в 1993 году. Армения же требует согласия Азербайджана с отделением Нагорного Карабаха посредством референдума. По мнению азербайджанского депутата, в такой ситуации к примирению можно идти дробными шагами, сопровождающимися разменами, «когда стороны конфликта не получают сразу все, а шаг за шагом, делая уступки и получая взамен определенные бонусы, двигаются вперед». В частности, сразу после подписания «рамочного соглашения», предполагающего отказ от применения силы, может последовать освобождение на первом этапе 2-3 районов Азербайджана. Синхронно с этим будет развернута миротворческая операция, разблокированы коммуникации Азербайджана и Турции для Армении. При этом Ереван может получить железнодорожное сообщение через азербайджанскую территорию с Россией и через Нахичевань – с Ираном. Нагорный Карабах также выйдет из изоляции. Так, помимо открытия транспортных коммуникаций, Баку может дать согласие на начало авиационного сообщения из Нагорного Карабаха в Армению и по другим направлениям.
Следующим шагом станет согласование промежуточного статуса Нагорного Карабаха с признанием де-факто властей региона, вовлечения их в политический диалог. Одновременно с этим Степанакерт получит право на внешнеэкономическую деятельность, которая сейчас блокируется Баку на международном уровне. Вслед за этим может произойти деоккупация еще 2-3 районов. Далее в атмосфере растущего доверия, возможно решение других вопросов, которые представляются неразрешимыми сегодня.
Возникает закономерный вопрос: почему же предпосылки для прорыва в Карабахском урегулировании возникают именно сейчас?
Некоторые наблюдатели объясняют это невиданной напряженностью в международных отношениях со времен «холодной войны». Режим взаимных санкций, агрессивная риторика, входящая в лексикон не только политиков, но даже дипломатов, усиливают конфронтацию. Россия и Запад в лице США порой оказываются в одном шаге от прямых военных столкновений, к примеру, в Сирии.
В то же время стороны понимают, что неуклонная эскалация напряженности может обернуться катастрофическими последствиями для всех, и потому нужны шаги, способные хотя бы частично разрядить обстановку. Одной из таких мер и может стать Карабахское урегулирование. Именно армяно-азербайджанский конфликт является одним из не многих вопросов международной повестки, где между Западом и Россией практически нет разногласий. Примечательно, что при рассмотрении карабахской проблемы США и ЕС признают ведущую роль России в посредничестве.
Мир в Карабахе сегодня нужен всем – и вовлеченным сторонам, и международным модераторам. Армении нужно мириться с соседями и выходить из международной изоляции. Азербайджан также понимает, что ставка на силовое решение – очень рискованная затея, так как даже в случае военных успехов, стране грозит перспектива столкновения с мощным международным давлением. Западу нужен мир на Южном Кавказе с учетом необходимости безопасных поставок энергоресурсов из Каспийского региона в Европу и диверсификации источников снабжения ее углеводородами.
Россия также может стать крупным бенефициаром от достижения устойчивого мира в регионе. Прежде всего, это усилит ее позиции в Закавказье, повысит авторитет Москвы, как в Армении, так и Азербайджане. Кроме того, в случае достижения мира между Баку и Ереваном, РФ получит прямое сухопутное (автомобильное, железнодорожное) сообщение для снабжения своих войск, дислоцированных в Армении.
Вероятно, Россия сыграет важную роль и в разворачивании миротворческой операции в Карабахе. Москва после событий в Крыму и на Донбассе, сыграв важную роль в достижении соглашения между Арменией, и Азербайджаном, может восстановить свое реноме объективного посредника и миротворца.
Если модераторам процесса удалось прощупать готовность сторон к компромиссам, то они, конечно, будут стараться как можно скорее трансформировать ее в конкретные соглашения. Ведь затягивание процесса достижения компромисса грозит срывом мирного урегулирования конфликта под воздействием различных внутренних и внешних процессов.
С другой стороны, в канун приближающихся выборов сторонам сложно идти на компромиссы, поскольку это может расшатать внутреннюю стабильность в конфликтующих государствах. Поэтому самый оптимальный вариант достижения такого рода договоренностей – это принимать острые решения сразу после выборов, когда режимы подтвердят свою прочность и легитимность.
Если Россия не вмешивается в выборные процессы в соседних государствах, считая их внутренним делом суверенных стран, то созерцательная позиция Запада в вопросе пролонгации власти Сержа Саргсяна в Армении путем занятия им поста премьер-министра и выдвижение Ильхама Алиева на четвертый, причем, семилетний президентский срок в Азербайджане вызывает удивление. Наблюдатели, видят в этом оценку Западом нынешних лидеров Азербайджана и Армении, несмотря на их периодические воинственные заявления, как главных гарантов не только невозобновления масштабной войны, но и как фигур, способных добиться мирного соглашения.
Хорошим фоном для достижения политического соглашения может послужить заметное снижение напряженности на линии фронта в НК после выборов в Армении и Азербайджане. Оно может представлять собой синтез мер доверия в виде увеличения числа наблюдателей, отвода снайперов и тяжелой техники, а также составление «дорожной карты» начала деоккупации азербайджанских территорий. Политиками осталось только последовательно реализовать эти возможности и не отказаться от имеющейся перспективы урегулирования под давлением сторонников «партии войны» в обеих странах.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте