Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

«В Европу в обход России»: хочется, но пока не получается

Автор: Пресс-папье

Уже не секрет, что Турция пытается взять под свой контроль все транзитные газовые потоки, ведущие в Европу. И тем самым поставить последнюю в политическую зависимость от этих поставок. Это стратегия, несомненно, заслуживающая внимания. Страна, сама нуждающаяся во всё больших объемах «голубого топлива», благодаря своему выгодному географическому положению, ставит в зависимость от себя, как поставщиков, так и получателей газа.
Как известно, Россия строит Южный поток через Турцию, а теперь еще Тбилиси, Баку и Анкара договорились об активизации работы по реализации проекта расширения Южного газового коридора (ЮГК). Об этом сообщил, побывавший в прошлом месяце в Баку первый вице-премьер, министр экономики и устойчивого развития Грузии Дмитрий Кумсиашвили, который в рамках Консультативного совета ЮГК подписал со своими азербайджанскими и турецкими коллегами соответствующую декларацию. В ней стороны зафиксировали политическую поддержку второй очереди проекта разработки газоконденсатного месторождения «Шахдениз» в Азербайджане.
Как отметил Кумсиашвили, этот проект имеет огромное значение для энергетической безопасности Грузии, Азербайджана и Турции. Фактически ЮГК является продолжением газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум, который соединится впоследствии с Трансанатолийским (TANAP) и Трансадриатическим (ТАР) газопроводами в Турции. А уже через ТАР топливо пойдет в Грецию, Албанию, на юг Италии и далее – в Западную Европу. Если на первом этапе газ будет поставляться из азербайджанского месторождения «Шахдениз», то впоследствии, как надеются участники проекта, начнется его транспортировка из Туркмении. В этом варианте должен быть построен по дну Каспийского моря трубопровод в Азербайджан, который соединится с газопроводом Баку- Тбилиси-Эрзурум.
Понятно, что этот проект призван понизить роль России как основного поставщика «голубого топлива» в Европу. Но в проигрыше может оказаться не только Москва. Существенно снизится и роль Киева как транзитного игрока на энергетическом рынке поставок газа в Старый Свет. И если РФ уже имеет в активе «Северный поток», да, и, похоже, не за дальними горами завершение строительства его второй очереди – «Северного потока-2», то Украина оказывается в полном офсайде, теряя при любом варианте даже теоретическую возможность газового транзита через свою территорию...
А каковы политические последствия реализации проекта ЮГК? Для Анкары преимущества очевидны, как очевидны и проблемы для Москвы. Но не все так просто. Политика Эрдогана вызывает все большее раздражение Европейского Союза. Уже ясно, что поставлен крест на вступлении Турции в это объединение. Добавим к этому непрекращающийся конфликт с курдами на своей территории. Фактически, в Турции идет гражданская война, пусть не в самой острой форме, и, с учетом операции «Оливковая ветвь», направленной против курдских отрядов самообороны на территории Сирии и противостояния Анкары и иракских курдов, еще неизвестно, как ситуация повернется в будущем. Это ставит турецкий транзит со стороны Каспия в Европу под вопрос.
Проблемы проекту могут создать и деловые круги Германии, завязанные на поставки российского газа. Они ждут не дождутся завершения «Северного потока-2», а если все-таки ЮГК заработает, то к 2020 году через него в ЕС будет поступать свыше 10 процентов «голубого топлива», потребляемого странами Европы.
Учитывая упомянутые выше трудности, можно довольно уверенно предположить, что вопрос реализации турецких планов по установлению контроля Анкары над потоками газа в Европу реализуемы лишь частично и все более или менее стабильные варианты газового транзита через Турцию связаны не с Грузией и Азербайджаном, а с Россией.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте