Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

По тонкому льду

Автор: Пресс-папье

Смена власти в Армении создает новую ситуацию вокруг Карабахского урегулирования. Главной интригой является то, в каком направлении эти процессы будут развиваться дальше – усилится потенциал мирного урегулирования или, напротив, будут нарастать риски эскалации напряженности, которая может перерасти в большую войну?
Уже в самом начале протестного движения в Армении в Баку появились тревожные предположения о росте вероятности возобновления военных действий. С одной стороны, выдвигались прогнозы, согласно которым, Азербайджан может воспользоваться ситуацией и начать боевые действия. Эти предположения усиливались сообщениями армянской стороны о якобы выдвижении Азербайджаном на передовые позиции тяжелых видов вооружения. Баку их опроверг.
С другой стороны, эксперты не исключали вероятность того, чтобы прежний правящий режим Армении, чтобы отвлечь внимание своих граждан от требований оппозиции об отставке правительства, сам спровоцирует военный конфликт с Азербайджаном в «целях консолидации нации». Однако этой эскалации удалось избежать, конечно же, не без дипломатических усилий посредников.
В дни, когда в Ереване и в других городах Армении бушевала стихия народного протеста, теперь уже бывший министр иностранных дел этой страны Эдуард Налбандян посетил Москву, где встретился со своим российским коллегой. Естественно, основной темой их переговоров была ситуация в зоне Карабахского конфликта и, вероятно, Налбандян просил Лаврова содействовать сохранению режима прекращения огня. Уже на следующий день российский министр позвонил главе МИД Азербайджана Эльмару Мамедъярову, и темой обсуждений опять-таки стала ситуация на линии военного соприкосновения сторон. После этого «информационная напряженность» в данном вопросе снизилась.
Надо отметить, что одновременно с описываемыми событиями представители официального Баку постоянно давали понять, что готовы к диалогу с новым правительством Армении, в случае смены власти в стране. Даже эксперты Международной кризисной группы (международная неправительственная структура, действующая под патронажем ЕС) в своем заявлении в начале мая отмечали, что «официальные лица Азербайджана не делают военных заявлений о событиях в Армении, тогда как подобные заявления были обычной практикой для региона».
Еще 24 апреля официальный представитель МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев заявил, что «в Баку надеются, что после ухода режима военной диктатуры Сержа Саргсяна, к руководству в Армении придут здоровые силы, которые займут конструктивную позицию в вопросе урегулирования Карабахского конфликта».
«Азербайджан готов продолжить переговоры со здравомыслящими политическими силами Армении о мирном и скорейшем урегулировании Карабахского конфликта на основе норм и принципов международного права и соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН», - подчеркнул дипломат.
В Баку достаточно сдержанно отнеслись к тому, что Никол Пашинян сразу после избрания премьер-министром Армении направился в Нагорный Карабах, причем, это произошло в день оккупации города Шуша. МИД Азербайджана даже не стал возражать проведению Пашиняном пресс-конференции в НК с участием представителей мировых СМИ, сочтя достаточным предварительное уведомление некоторыми из них (Assosiated Press, France Press, Financial Times и др.) властей Азербайджана об отправке своих журналистов в зону конфликта. И это, несмотря на то, что нынешний армянский премьер уже в выступлении в парламенте при утверждении его в новой должности и последующих заявлениях ужесточил позицию Еревана по карабахскому вопросу.
«Необходимо придать новый импульс международному признанию Республики Арцах (Нагорный Карабах – ПП). Если Азербайджан заявит, что готов признать право народа Арцаха на самоопределение, тогда можно будет говорить о компромиссном решении конфликта. Это реальность. Отказ Азербайджана от признания этого права не оставляет места, чтобы говорить о компромиссе», - отметил Пашинян.
Бакинские эксперты такого рода резкие заявления нового премьер-министра Армении списали на эйфорию от «победы революции». В Азербайджане же по-прежнему сохраняют спокойствие и считают, что время работает на Баку. Там апеллируют к тому, что переговоры ведутся в рамках Минской группы ОБСЕ, где решения принимаются консенсусом. Так что, формат переговоров не может быть изменен, и Нагорный Карабах не будет признан третьей стороной конфликта, как того уже требует в своих речах Никол Пашинян.
В Баку также спокойны по поводу того, что правительство под руководством Пашиняна пойдет на одностороннее признание Нагорного Карабаха, т.к. это «красная линия», обозначенная для Армении международными посредниками. Если Ереван ее переступит, то Баку не будет больше связан обязательствами не использовать военные методы для освобождения своих оккупированных территорий. На признание НКР не пошли ни Роберт Кочарян, ни Серж Саргсян – люди, которые были лидерами движения независимости в Карабахе. Они-то понимали опасные последствия этого шага, прежде всего, для Армении. И Н. Пашинян, хотя он и пришел к власти на волне популизма, не настолько романтичен, чтобы не считаться с реальностью.
Эксперты и политики в Азербайджане моделируют следующие сценарии развития событий вокруг Карабахского урегулирования после формирования новой власти во главе с Николом Пашиняном:
1) Политический кризис в Армении продолжается и углубляется, в стране назначаются внеочередные парламентские выборы, после которых формируется новое правительство на основе зыбкой коалиции, раздираемой противоречиями. На фоне перманентного кризиса в Армении переговоры по Карабахскому урегулированию замораживаются на неопределенное время. В зоне конфликта сохраняется ситуация «ни войны, ни мира» с риском эскалации в любой момент;
2) Пашиняну удается стабилизировать политическую ситуацию, добиться первых успехов в борьбе с коррупцией, сохранить свою популярность. Потребности экономического развития и необходимого для этого выхода из региональной изоляции будут диктовать важность установления и нормализации отношений с Турцией и прекращения конфликта с Азербайджаном, что может стимулировать увеличение помощи со стороны западных доноров. В этой ситуации Пашинян может подготовить армянское общество к компромиссам, в частности, убедить его в целесообразности принять план возвращения Азербайджану районов вокруг НК (или части из них) с предоставлением НК временного статуса с признанием Баку фактических властей региона. Выработка окончательного статуса будет отложено на неопределенное время, а Армения установит нормальные отношения с Азербайджаном и Турцией и получит удобные транспортные коммуникации для связей с внешним миром, Нагорный Карабах выйдет из международной изоляции.
Н. Пашиняну принять компромиссный план урегулирования проще, чем его предшественникам Кочаряну и Саргсяну, которые были заложниками своей предыдущей борьбы за независимость Нагорного Карабаха.
Следует также отметить, что Пашинян в свое время был сторонником Левона Тер-Петросяна, который, кстати, был готов принять указанный поэтапный вариант урегулирования, но был свергнут «карабахским кланом». Однако сейчас ситуация в Армении иная – представители «карабахского клана» сами оказались сметенными волной народного протеста;
3) Пашинян будет проводить активную прозападную политику, сохраняя жесткость позиции Еревана по Карабахскому конфликту, настаивая на независимости НК. Его прозападный курс будет вызывать раздражение Москвы, которая в какой-то момент может отказаться от политической поддержки официального Еревана. На этом фоне Азербайджан может начать военную кампанию, освободить несколько районов. Это вызовет новый политический кризис в Армении, и к власти придут вновь пророссийские силы. После этого под патронажем Москвы может быть подписано мирное соглашение на более невыгодных условиях для Еревана. В Армении же будут рады уже тому, что Баку не полностью восстановил контроль над мятежным регионом. Там будут размещены миротворческие силы РФ. Армянская сторона под воздействием Москвы будет вынуждена согласиться с предоставлением Карабаху «высокого статуса автономии» в составе Азербайджана, или же вопрос об окончательном статусе будет отложен на неопределенное время;
4) Смена власти в Армении не приведет к качественному изменению ситуации. Армянские олигархи сохранят свои позиции и возможности. Пашинян продолжит внешнюю политику Саргсяна. Отсутствие позитивных перемен внутри страны Ереван попытается компенсировать военными «успехами» в Карабахе и, в частности, возвращением территорий, утраченных в апреле 2016 года.
В Азербайджане готовы к разным вариантам развития ситуации. Если дипломаты заявляют о приверженности к продолжению мирного процесса, то военные выражают готовность «пресечь провокации противника» на линии фронта. В частности, 12 мая министр обороны Закир Гасанов провел совещание с командным составом армии, в ходе которого поручил «держать под постоянным контролем» действия противника на линии соприкосновения и в глубине обороны и принять решительные меры для предотвращения «возможных провокаций». Кроме того, глава Минобороны Азербайджана, назвав уже прозвучавшие заявления Никола Пашиняна по Карабахскому конфликту неприемлемыми, прямо заявил о том, что Азербайджанская армия полностью готова к широкомасштабным боевым операциям. Осталось дождаться и посмотреть, удастся ли новому правительству Армении в период своего становления пройти «по тонкому льду» Карабахского урегулирования.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте