Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Альтернативный не значит, противоречащий

Автор: Пресс-папье

Запуск «Южного газового коридора» (ЮГК) стал знаменательным событием для Азербайджана, Европы и стран, через территорию которых он проходит. Церемония ввода данного проекта в эксплуатацию состоялась 28 мая в Сангачале, в 70 км. юго-западнее Баку. Именно отсюда первый газ, добытый на морском месторождении «Шахдениз-2» (точное название – стадия-2 месторождения «Шахдениз») был закачан в ЮГК, состоящий из расширенного Южно-кавказского газопровода (Баку-Тбилиси-граница Турции с Грузией), трубопроводов TANAP (Трансанатолийский газопровод) и TAP (Трансадриатический газопровод). Общая протяженность ЮГК – 3,5 тыс. км., а объем прокачиваемого по нему «голубого топлива» к 2020 году составит 6 млрд., а к 2022 году – 10 млрд. куб. м в год. Таким образом, общая мощность ЮГК будет доведена до проектных 16 млрд. кубометров в год (6 млрд. поставляются в Турцию, 10 млрд. кубометров – в Европу). Таким образом, Азербайджан станет четвертым по счету трубопроводным поставщиком газа в Европу вслед за РФ, Норвегией и Алжиром.
С запуском ЮГК Баку получил доступ на европейский газовый рынок, Европейский союз диверсифицировал источники поставок газа и получил альтернативный маршрут газового импорта в обход России, Турция и Грузия расширили свой транзитный потенциал и увеличили доходы за предоставление своих территорий для прокачки топлива. В то же время, ограниченный объем поставок азербайджанского газа не создает серьезной конкуренции в Европе российскому «Газпрому».
Составит ли азербайджанский газ конкуренцию российскому, и может ли это вызвать трения в отношениях между Баку и Москвой?
Бакинский эксперт, глава Центра нефтяных исследований «Caspian Barrel» Ильхам Шабан считает, что «в условиях обострения соперничества на газовом рынке Европы и перспективой поставок сюда сжиженного топлива из США каждые лишние миллиарды кубометров, обостряют конкуренцию».
«Конечно «Газпрому» не по душе появление еще одного поставщика в Южной Европе, где до сих пор единственным продавцом газа была Россия. Однако Европейский союз все более ужесточает антимонопольные правила, и «Газпром» вынужден считаться с этим. С другой стороны, 10 млрд. кубометров газа, поставляемые Азербайджаном, не сопоставимы с российским экспортом. К примеру, в 2017 году «Газпром» осуществил поставки в Европу 194 млрд. кубометров газа.
К тому же, все те страны, в частности, Турция, Болгария, Греция и Италия, куда пойдет азербайджанский газ, будут продолжать закупки у «Газпрома». То есть, Азербайджан ни из одной страны «Газпром» не вытеснит», - сказал Шабан.
Правда, в среднесрочной перспективе – со второй половины 20-х гг. Азербайджан может довести объемы поставок газа в Европу до 20 млрд. кубометров за счет разработки месторождений «Апшерон», «Умид» и «Бабек». Потенциальными покупателями новых объемов могут стать балканские страны – та же Болгария, Сербия, Хорватия, Черногория. Однако для этого необходимо создать инфраструктуру, по меньшей мере, расширить возможности действующих трубопроводов в этих странах. Кроме того, необходимо дополнительно вкладываться в расширение TANAP.
По мнению Шабана, в нынешнем виде ЮГК серьезных угроз российским интересам на газовом рынке Европы не представляет. Его максимальная пропускная способность после дополнительных инвестиций составит не более 30 млрд. кубометров газа в год. Из них 6 млрд. кубометров будет забирать Турция, еще до 2 млрд. кубометров газа, прежде чем попасть в Турцию, останутся в Грузии – в качестве оплаты за транзит в объеме 800 млн. кубометров газа и коммерческой продажи по льготным региональным ценам – 1,2 млрд. кубометров газа. Остальные 20-22 млрд. кубометров Азербайджан с учетом разработки новых месторождений резервирует за собой.
То есть в ЮГК не остается места для газа из Центральной Азии, в частности, из Туркмении и в перспективе из Казахстана.
В Вашингтоне и Брюсселе считают, что ЮГК был бы более эффективным маршрутом, если бы к нему присоединились страны Центральной Азии, и хотя бы на первых порах только Туркменистан. Но Ильхам Шабан думает, что эти планы может постичь участь проекта «Набукко», в рамках которого планировалось создать систему поставок газа из бассейна Каспийского моря в центр Европы через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Румынию, Венгрию до Австрии с подключением ее к центральной европейской газораспределительной сети. Вот этот проект вполне мог составить серьезную конкуренцию «Газпрому».
Примечательно, что США и ЕС, по информации из источников, близких к SOCAR, Государственной нефтяной компании Азербайджана, стремились взвалить значительную часть финансирования на Азербайджан. Однако Баку деликатно уклонился от этой «чести», не пожелав брать на себя слишком высокие финансовые риски, а также в виду неминуемого политического осложнения отношений с Россией. При этом получалось, что Азербайджан, имея небольшое долевое участие в проекте (менее 20 процентов), должен был финансировать большую часть расходов. Тогда Баку и Анкара, договорившись о строительства TANAP, в котором у Азербайджана было 60 процентов акций, поставили Запад перед свершимся фактом. Собственно, после этого и появился проект TAP, в котором европейские партнеры смирились с тем, чтобы, хотя бы на юге Европы обеспечить поставки небольших объемов из альтернативного источника.
Аналогичная картина сейчас, по мнению Шабана, наблюдается, и вокруг туркменского газа. Чтобы его поставлять в Европу по ЮГК, надо построить сначала Транскаспийский газопровод. А для рентабельности этого проекта необходимо, как минимум, обеспечить его прокачкой 30 млрд. кубометров газа.
Но проблемы этим не ограничиваются. В ЮГК в нынешнем варианте, как было отмечено выше, лишних объемов для прокачки практически не остается, поскольку Азербайджан сам его заполнит. Поэтому рядом придется строить еще одну трубопроводную систему. Но кто возьмется ее финансировать в условиях, когда цены на газ составляют всего 200 долларов за 1000 кубометров и еще длительное время не вернутся к докризисным 400 долларов за тысячу кубов? У Ашхабада таких средств нет, Азербайджан и так взял большие кредиты – более чем на 10 млрд. – для финансирования своей доли в разработке месторождения «Шахдениз-2» и строительства ЮГК. Международные финансовые институты как показал опыт с «Набукко», также не станут брать на себя риски кредитования грандиозного проекта с туманным коммерческим будущим.
Помимо всего прочего, при реализации Транскаспийского газопровода из Туркмении в Азербайджан существуют политические проблемы – неурегулированность правового статуса Каспия, негативное отношение Москвы и Тегерана к строительству подводных трубопроводов, с точки зрения защиты окружающей среды. ЮГК же, как полагает И. Шабан, в реализуемом варианте не породит проблем в отношениях между Азербайджаном и Россией.
Такого же мнения придерживается и другой азербайджанский энергетический эксперт Тогрул Джуварлы. Он обратил внимание на то, что в проекте ЮГК представлены также интересы российского капитала. По «Южному газовому коридору» будет прокачиваться «голубое топливо» с месторождения «Шахдениз», а в нем 10 процентов долевого участия принадлежит российской компании «ЛУКойл».
И вообще, нынешнее российское руководство, по мнению Т. Джуварлы, занимает более прагматичную позицию по отношению к энергетическим проектам Азербайджана, чем та которой придерживались его предшественники, которые руководили страной в середине 90-х годы.
«В то время руководство России было против и разработки месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли», и строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, усматривая в этом угрозу экономическим интересам Москвы. Однако после прихода к руководству Владимира Путина политика изменилась. В начале нулевых, Москва и Баку решили между собой все вопросы с разграничением дна Каспия. Сегодня критикуемый в то время в России трубопровод Баку-Джейхан уже используется и для прокачки российской нефти. С января этого года по этому маршруту пошла российская нефть с месторождения имени Корчагина (разрабатывается «ЛУКойлом» на севере Каспия). А первые пробные поставки российской нефти по Баку-Тбилиси-Джейхан были осуществлены еще в мае 2016 года», - сказал эксперт.
Кроме того, по мнению Т. Джуварлы, SOCAR и «Газпром» являются не конкурентами, а, скорее, партнерами. При этом эксперт напомнил, что, начиная с 2010 года, Азербайджан и Россия, в зависимости от конъюнктуры потребления, поставляли газ друг другу.
Эксперт также обратил внимание на то, что, несмотря на колоссальные запасы природного газа Азербайджана, которые достигают 2 трлн. кубометров в год, в ближайшие 5-7 лет Баку может испытывать некоторый дефицит с голубым топливом. Это связано с тем, что газ с месторождения «Шахдениз» пойдет на экспорт в рамках контрактных обязательств азербайджанской стороны. Добыча же газа на действующих промыслах SOCAR падает, а на новых месторождениях «Апшерон», «Бабек», «Умид» промышленная разработка начнется не ранее чем в 2025 года. Поэтому, как считает Джуварлы, Азербайджан может покупать недостающие объемы у «Газпрома». Российская компания уже поставляет 300 млн. кубометров газа в год бакинскому предприятию по производству метанола.
«Тут еще и энергетическую политику России надо рассматривать в контексте внешней политики Москвы. С Азербайджаном у РФ, хотя и не союзнические, но доверительные партнерские отношения. Баку дистанцируется от геополитических военных и экономических союзов, которые Москва считает враждебными для себя. Азербайджан является крупнейшим покупателем российских вооружений и занимает по этому показателю пятое место. Азербайджан активно развивает гуманитарно-культурные связи с Россией, не создает препятствий для развития русского языка. Поэтому Москве из-за каких-то ограненных поставок азербайджанского газа в Европы ни к чему создавать проблемы для Баку и терять одного из немногих остающихся лояльными партнеров на постсоветском пространстве», - резюмировал Ильхам Джуварлы.
Отметим также, что о запуске ЮГК позитивно высказался президент России Владимир Путин.
«Что касается «Южного коридора» из Азербайджана, мы приветствуем любую экономическую активность в этой сфере, мы приветствуем диверсификацию поставок энергоносителей на европейский рынок, потому что это создает рыночные условия для работы. А мы заинтересованы именно в том, чтобы складывались рыночные условия», - сказал российский лидер на пресс-конференции по итогам переговоров с премьер-министром Болгарии Бойко Борисовым в ответ на просьбу высказать свое мнение о проекте Азербайджана.
Можно констатировать, что, реализуя проект ЮГК, Азербайджан следовал своей традиционной сбалансированной внешней политике, заключающейся в том, что сотрудничество с одними партнерами не должно наносить ущерб к отношениям с другими.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте