Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье

Центр Актуальных Исследований "Альтернатива"
Rambler's Top100

 

Условие, которое Сухуми ставит перед Тбилиси в обмен на открытие абхазского участка железной дороги (08.09.2018)

Автор: Нино Хачидзе

В своем интервью корреспонденту газеты «Известия» де-факто президент Абхазии Рауль Хаджимба говорит об открытии абхазского участка железной дороги. В частности, в ответ на вопрос корреспондента: «Пролегающая через Абхазию единственная железная дорога в сторону Грузии до сих пор бездействует. Настолько возможно, чтобы по ней в будущем курсировали поезда?», Хаджимба ответил: «Поезда, несомненно, будут ходить. Железная дорога должна работать, хочет этого грузинская сторона или нет. Современные реалии требуют, чтобы мы наладили активное экономическое сотрудничество со всеми государствами Кавказского региона. Проблема состоит в том, что Грузия экономические вопросы увязывает с политикой. Пользование железной дорогой для нас было бы дополнительным источником дохода. Однако Тбилиси не хочет укрепления независимости Абхазии и в сфере экономики».
Известно, что до сих пор абхазы были категорически против открытия в нашем направлении железной дороги, проходящей по их территории. Кроме того, железнодорожный участок не готов выполнять свои функции, его реабилитация обойдется довольно дорого, а деньги, разумеется, должна выделить Российская Федерация.
С другой стороны, больше всех в открытии железной дороги через Абхазию заинтересована именно Российская Федерация, поскольку, во-первых, это позволяет ей иметь прямое железнодорожное сообщение с Арменией и, что самое главное, она получит прямой выход на Иран.
Естественно, для Тбилиси открытие абхазского участка железной дороги имеет, как положительные, так и отрицательные стороны, хотя, с учетом геополитического окружения и ее интересов, в этой железнодорожной цепи слабым звеном является именно Грузия. Вместе с Гией Хухашвили мы попытаемся разобраться, почему абхазские сепаратисты изменили свою позицию по данному вопросу.
«Тбилиселеби»: - Почему абхазы неожиданно изменили свое отношение к перспективе открытия железной дороги? Лично для меня это стало неожиданностью, поскольку до сих пор они были категорически против.
Г. Х.: - В обоих заявлениях есть определенная логика, поскольку никто не согласен на открытие железной дороги и все, безусловно, сопротивляются. Абхазская сторона говорит, что готова открыть железную дорогу, если будут налажены соответствующие контактные отношения с Тбилиси, чего последний по политическим причинам допустить не может. Наше же условие такое: мы откроем экономическую границу, но она должна находиться на Псоу. Если на это согласится российская сторона, то, в известной степени, это можно считать успехом. Однако абхазская сторона ставит вопрос иначе. Они говорят, что граница проходит по Ингури, с чем мы, естественно, согласиться не можем. Таким образом, идет война риторик.
Дело не в том, откроется железная дорога или нет, а в том, в какую правовую форму все это будет облечено, и именно это представляет собой тот тупик, откуда фактически нет выхода. Указывать же пальцем на грузинскую сторону и заявлять о том, что мы не хотим, чтобы в Абхазии происходило что-то хорошее, это уже политика. А что еще может сказать Хаджимба? Его заявлению не стоит удивляться. Раньше они (представители абхазской стороны – ПП) даже говорили, что какие-либо экономические отношения с Грузией для них совершенно недопустимы.
«Тбилиселеби»: - Когда Хаджимба утверждает, что поезда непременно будут ходить, хочет этого Тбилиси или нет, и, одновременно, что Тбилиси на это не согласится, он стал бы это говорить без согласия России? Он тоже не заинтересован в восстановлении функционирования железной дороги? Возможно, он думает, что Грузия находится в окружении и ей придется пойти на уступки?
Г. Х.: - В наших отношениях доминируют политические, а не экономические соображения. Экономические же вопросы решаются в той степени, которая соответствует существующей политической ситуации. Если они выбиваются из этого статус-кво, то они решаться не будут, так как никакой экономический интерес не сможет перебить политическую данность.
«Тбилиселеби»: - Наконец-то определился правовой статус Каспийского моря, и пять государств – Россия, Азербайджан, Иран, Туркмения и Казахстан – подписали конвенцию, согласно которой все участвующие в ней страны имеют право прокладывать по дну Каспия трубопроводы, и при этом нужно разрешение только того государств, в которое направляется труба.
Г. Х.: - И это следует приветствовать, так как совсем недавно все скептически взирали на эту ситуацию. В долгосрочной перспективе могут происходить интересные процессы, а случившееся, теоретически, рождает шанс на то, что трубопроводы из Центральной Азии проложат в сторону Кавказа. Пока такого договора не было, на эту тему нельзя было рассуждать даже гипотетически, а теперь окно открылось, и это перспективно для Грузии.
«Тбилиселеби»: - Из Центральной Азии в обход России, к тому же, через Каспий и по южно-кавказскому коридору транспортирование энергоносителей будет не очень приятно для России. Тем более, что ей дешевле обходится транспортировка в Европу газа из Туркмении, чем из своих отдаленных регионов. А ведь Кремль явно доволен подписанием этой конвенции…
Г. Х.: - Естественно, для геополитических интересов России категорически неприемлема прокладка южно-кавказских магистралей через Каспийское море, но, видимо, Кремль получил некие гарантии. С течением времени мы разберемся, о чем идет разговор. Например, я вижу лучшую перспективу. Сегодня мир очень неустойчив, события могут развиваться по любому сценарию, поэтому делать прогноз практически невозможно – очень возросли риски. Соответственно, если Турция начнет переключать свою политику с Запада на Россию, это нам создаст серьезные проблемы.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте