Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Московский торг по поводу суверенитета Армении (19.09.2018)

Автор: Левон Маргарян

Смена власти в Армении, в числе других вопросов, влечет за собой развитие процесса повышения уровня суверенитета страны. Постоянно муссируемый в прошлые годы тезис о том, что в условиях легитимной власти можно построить достойные отношения с внешними игроками, сегодня, с приходом к власти бывшей оппозиции и наличием у неё всенародной поддержки, получил шанс стать действительностью.
На самом деле, ныне внешнеполитические проблемы Армении не уменьшились, если не сказать, что их стало больше. При этом, причина не только в том, что ситуация изменилась и необходимо время, чтобы внешнеполитические партнёры адаптировались к этим изменениям. Причина – в вышеотмеченном утверждении о том, что только наличие легитимности достаточно для построения достойных отношений и укрепления суверенитета страны.
Доказательством этого является политическое противостояние Пашинян-Кочарян (экс-президент Армении – ПП) и их попытка вовлечения в это противостояние третьей стороны. Возникшие внутриполитические проблемы в самой Армении переместились в российскую столицу. Они проявляются, с одной стороны, в частых официальных визитах и звучащих в их ходе многочисленных комплиментах, а, с другой стороны, в телефонных разговорах и поздравлениях.
Естественно, для такой сверхдержавы, как Россия, подобная ситуация более чем удобна. Фактически, Москва имеет шанс принять участие во внутриполитических процессах в постреволюционной Армении – в основном, посредством тесных связей с обеими сторонами противостояния. Для самой Армении это означает не только уступку суверенитета, но и передачу другому государству редактирования возможных сценариев развития внутриполитической жизни.
Москву, безусловно, не интересует личность победителя в борьбе Пашинян-Кочарян. Ее интересует факт этой борьбы и, по возможности, её перманентный характер. Может быть, в какой-то момент, когда это противостояние уже будет угрожать перерастанием в фактор дестабилизации в Армении, Россия попытается вмешаться. Но сегодня, когда в противостоянии сохраняется статус-кво, российская сторона полностью использует это обстоятельство, заинтересовывая обе стороны, оказывая им формальное или неформальное содействие. И всё это, естественно, делается не безвозмездно.
Легитимность как политический потенциал представляет собой ценность. Но она не действует автоматически. С этим потенциалом необходимо работать, особенно, когда имеешь дело с внешним миром, с геополитическими реалиями. К примеру, трудно сказать, как на Западе оценивают звучащие со стороны Пашиняна комплименты личного характера в адрес Путина, или когда премьер-министр Армении, кроме партнёрских отношений, отмечает также важность личных связей с Путиным.
На Западе, где ныне по понятным причинам в отношении личности Путин доминируют стереотипы, подобные заявления не будут приветствоваться, сколько бы там не понимали, что Армения, по объективным причинам, рассматривает в качестве своего союзника, в первую очередь, именно Москву. Взаимоотношения с Россией и так находятся на таком уровне, что у Запада относительно Армении всегда имелись причины для сомнений. Ещё большее сближение этих отношений, естественно, означает их углубление, а попытки углубить их, превратить партнёрские в личные контакты, представляют собой следствие позиции, согласно которой, наличие одной легитимности достаточно, чтобы внешний мир принял тебя так, как следует.
Потребность в ещё большем укреплении подобных отношений возникла после того, когда (в Армении – ПП) было решено открыть уголовное дело против Юрия Хачатурова (генерального секретаря ОДКБ – ПП), без соответствующих предварительных консультаций с российской стороной. На это Москва отреагировала весьма агрессивно, а армянские власти были вынуждены оправдываться. Какой смысл сначала создавать поводы для подобных реакций, а затем предпринимать вынужденные шаги по углублению двусторонних отношений, чтобы развеять сомнения (России – ПП)?
Пожалуй, неслучайно на фоне постоянно возникающих шероховатостей в армяно-российских отношениях и московских визитов (армянского премьера – ПП) президент Франции Эммануэль Макрон пригласил Пашиняна с визитом в Париж. Эта страна, традиционно считающаяся одним из внешнеполитических партнёров Армении, хотела бы понять, чем объясняются столь частые визиты армянского лидера в Москву, и как они повлияют на взаимоотношения Армения-Евросоюз. Углубляя исключительно российское направление, армянские власти фактически теряют возможность сотрудничества и маневрирования в отношениях с Западом, которая была всегда, независимо от того, на каком уровне находятся наши отношения с Москвой. В том числе, западное направление даёт Еревану возможность укреплять свой суверенитет.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте