Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Как добиться гражданского согласия в Абхазии

Автор: Пресс-папье

Приближение новых президентских выборов, которые должны состояться в Абхазии в конце лета 2019 года, вызывает тревогу у многих граждан страны, опасающихся наступления нового политического кризиса. И эти опасения небеспочвенны: и во власти, и в оппозиции немало людей, готовых ради достижения своих политических целей дестабилизировать ситуацию в обществе. При этом жители республики вспоминают известные события мая 2014 года, когда был создан опасный прецедент. Тогда законно избранный президент Александр Анкваб под давлением объединившейся оппозиции, собравшей пред зданием администрации главы государства многолюдный митинг, был вынужден сложить свои полномочия, дабы не допустить кровопролития. Похоже, что были правы те, кто предсказывал возможные повторения этого сценария в будущем.
Следует отметить, что по сложившейся исторической традиции такая форма демократии, как народные сходы является органической частью абхазской политической жизни. В прошлом они собирались в самые сложные для страны периоды, в условиях, когда Абхазия находилась в составе Грузии. Очевидно, что далеко не всякий митинг может рассматриваться как всенародный сход, поскольку отличительной чертой последнего является конструктивное обсуждение обществом по-настоящему жизненно важных проблем – сохранение абхазского этноса, языка и культуры, появление реальной угрозы их существованию. В новейшей истории Абхазии имели место и народные сходы, направленные на легитимацию абхазской государственности и суверенитета.
Митинги, инициировавшиеся оппозицией и властью в последние годы, имеют совершенно иной характер. Они, в отличие от схода, способствуют не единению народа, а усилению конфронтации между сторонниками противоположных политических лагерей, что подводит общество к опасной черте. Тем более, что в последнее время власть в ответ на митинги оппозиции начала организовывать свои акции, также выводя на улицу толпы сторонников. Использование ею подобных методов, которые можно охарактеризовать как «стенка на стенку», безусловно, усиливает риск столкновений, чреватых катастрофическими последствиями. Всё это лишь усугубляет раскол в обществе, а ситуацию загоняет в тупик.
В то же время, нельзя не отметить, что наличие в Абхазии легальной оппозиции, как и отсутствие в стране политических заключенных, является подтверждением того, что Абхазия движется по пути демократического развития, и что в стране существуют устойчивые традиции народовластия и самоуправления. Правовые нормы и политическая система Абхазии позволяют создавать оппозиционные политические партии, деятельность которых заключается в пропаганде своих идей и критике действующей власти.
Однако в подлинно демократических политических системах должна существовать и возможность конструктивного взаимодействия политических сил, находящихся у власти и противостоящих им оппозиционных партий и движений. Для этого, как власть, так и оппозиция, должны отказаться от языка ультиматумов и перейти к конструктивному диалогу на основе взаимного уважения и готовности к компромиссам. Но современные политические реалии Абхазии таковы, что и власть, и оппозиция не склонны к достижению консенсуса и постоянно обвиняют друг друга в отсутствии готовности к ведению диалога, что свидетельствует о невысоком уровне политической культуры.
В начале 2016 года после очередных протестных акций оппозиции президент Р. Хаджимба заявил о своем решении создать Политический консультативный совет при президенте, который должен был стать площадкой для ведения диалога между властью и оппозицией. В этот совещательный орган должны были войти представители всех политических партий, включая и оппозиционные. Однако этим планам не суждено было осуществиться, т.к. лидеров оппозиции не устроил формат совета, предложенный главой государства. Они отказались от участия в этом органе, если в него не смогут войти представители общественных движений, вошедшие в Блок оппозиционных сил. В результате, идея провалилась.
Одной из главных нынешних претензий лидеров абхазской оппозиции является отсутствие у них доступа к государственному телеэфиру. Так, инициативная группа по проведению Форума молодежи Абхазии, прошедшего недавно в Сухуме, выступила с заявлением о том, что освещение этого мероприятия Абхазским телевидением она считает необъективным. К слову, на форуме было выдвинуто требование о досрочной отставке президента. Объективности ради, можно согласиться с утверждением, что оппозиционное мнение в государственных СМИ представлено недостаточно, и это при том, что, будучи в оппозиции, многие из представителей нынешней власти в свое время выражали недовольство тем, что государственное телевидение ангажировано, а доступ к нему оппозиции закрыт. Те же оппозиционеры настойчиво требовали создания в Абхазии Общественного телевидения, но, придя во власть, отказались от этой идеи.
По мнению лидеров нынешней оппозиции, самой насущной проблемой на данном этапе является неспособность власти соблюдать принципы равенства всех граждан перед законом и неотвратимости наказания. При этом речь идет не только об уголовных, но и об экономических преступлениях, а также о коррупции, которая серьезно усиливает недоверие населения к власти. В обществе довольно широко распространено мнение о том, что назначение чиновников на должности происходит не по профессиональным качествам, а исходя из принципа политической лояльности или наличия соответствующих родственных связей. К тому же, частая смена команд управленцев вредит работе и дискредитирует власть.
Анализируя причины, которые привели абхазское общество к политическому расколу, надо признать, что в Абхазии, как, впрочем, и во многих постсоветских странах, сложилась политическая традиция, согласно которой «победитель получает всё», а проигравший – ничего. Таким образом, политик, проигравший выборы, лишается каких-либо шансов и возможностей заявлять о себе, как-то влиять на ход событий и процесс принятия решений. Чтобы сохранить внутриполитическую стабильность в стране, необходимо создать механизмы сдержек и противовесов, а любая власть должна научиться слышать и принимать во внимание широкий спектр мнений, включая и точку зрения оппозиции. Более того, разумный и дальновидный правитель вполне может взять на вооружение наиболее удачные идеи и подходы, предложенные оппозицией, и даже предложить оппозиционеру стать членом его команды.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте