Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

В Сухуми тревожатся, а в Цхинвали хранят молчание (15.01.2019)

Автор: Екатерина Басилая

До появления швейцарских таможенников на (реке – ПП) Псоу (российско-абхазская граница – ПП) и у Рокского тоннеля (российско-южноосетинская граница – ПП) осталось полтора месяца. В Сухуми царит большое беспокойство и проходят обсуждения – почему Москва должна предоставлять Тбилиси информацию о тех грузах, которые поступают от РФ в «независимое абхазское государство» и отправляются из Абхазии в Россию.
Как пишет абхазская пресса, с первого марта вступает в действие заключенный между Россией и Грузией в 2011 году договор о таможенном мониторинге. По нему, швейцарские таможенники должны контролировать грузооборот в Абхазии, что рождает много вопросов. Например, как будут контролироваться завезенные через границу из России и вывезенные из Абхазии грузы, с учетом того, что РФ вот уже 10 лет как признала Абхазию независимым государством. Также в Сухуми не скрывают своего возмущения по поводу того, что в российско-грузинском соглашении роль Абхазии никак не зафиксирована и целиком проигнорирована.
Соглашение о мониторинге российских грузов на оккупированных территориях было оформлено в ноябре 2011 года. Этот документ тогда вызвал в Сухуми нервную реакцию. Примечательно, что его оформление стало для России необходимым условием получения согласия Тбилиси на вступление во Всемирную торговую организацию. Тогда Грузия потребовала, чтобы взамен на свое согласие нейтральная сторона вела учет грузов, поступающих на оккупированные территории и выходящие оттуда. По соглашению, этой нейтральной стороной должна была стать одна из швейцарских компаний. Несмотря на сильное сопротивление России и затягивание процесса, оформление соглашения все же вышло на финишную прямую. Грузия оформила договор с таможенниками в декабре 2017 года, а Россия – в мае 2018 года. Тогда же в переговорном формате Карасин-Абашидзе была сформирована рабочая группа, целью которой стала реализация соглашения «О механизме таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами». Деньги за выполнение работ швейцарской компании РФ перечислила в июне, а Грузия – в ноябре 2018 года.
Если снова не произойдет чего-то непредвиденного, то в марте швейцарские таможенники приступят к контролю трех коридоров – один абхазский участок (возле мостов на Псоу и Ингури), второй – направление Цхинвальского региона (Южной Осетии – ПП) (у Рокского тоннеля и в Гори), третий – контрольно-пропускной пункт в Ларсе (Российско-грузинская граница – ПП). Два первых коридора особо важны, поскольку Тбилиси не имеет представления о том, какие грузы участвуют в обороте на оккупированных территориях, а оккупационные режимы беспокоит именно то, что с марта власти Грузии будут иметь доступ к этой информации.
По мнению абхазской прессы, отсутствие информации по данному вопросу вызывает недовольство Абхазии, поскольку при этом роль республики в подписанном документе никак не зафиксирована.
Абхазские СМИ также недовольны тем, что пока на эту тему со стороны «государственных институтов Абхазии» какого-либо официального заявления сделано не было. В Сухуми очень ждут, как с марта будет вестись мониторинг грузов на «российско-абхазской границе».
По словам руководителя Кавказского центра стратегических исследований Мамуки Арешидзе, надо было ожидать, что в Абхазии эта тема вызовет возмущение.
«В Цхинвали хранят молчание, всего один-два человека подают голос. А в Сухуми представители оппозиции и общественности возмутились, и это естественно. Дело в том, что принятый в 2011 году документ был компромиссным, чтобы Грузия позволила России вступить во Всемирную торговую организацию, Тбилиси потребовал определенный бонус в виде этого договора. Для нас дивидендом является то, что при этом степень легитимности сепаратистских регионов сводилась к нулю.
Хотя этот договор ни одной стороне не нравится, недовольны, как грузинская, так и российская стороны, но больше всех недоволен Сухуми. Поскольку Абхазия, по международному праву, является сепаратистским регионом, в договоре она никак не могла быть упомянута.
В документе много неприятных мест и для грузинской стороны, но то, что сепаратисты вообще не упомянуты, это еще раз снижает их легитимность. Это прекрасно понимают в Сухуми, и потому они возмущены, и это возмущение должно быть адресовано Москве.
Кроме того, через территорию Абхазии могут перемещаться грузы, за транзит которых абхазы ничего не получат, они лишены также права знать что-либо об их характере».
По словам Арешидзе, для нас, например, «белым пятном» в этом договоре является то, что в документе не расписан мониторинг всех видов транспорта. Речь идет только об учете грузов, завезенных автомобилями, и если, в случае Цхинвали, другого транспорта там нет, в случае с Абхазией это не так, и из России туда прилетают самолеты, приходят поезда и (морские – ПП) суда.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте