Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

«Мягкая сила», как её ни назови…

Автор: Пресс-папье

С нынешнего года закрывается последняя русскоязычная телевизионная передача в Армении. Речь идёт об армянской версии популярной интеллектуальной телеигры «Что? Где? Когда?» С нового сезона она будет выходить на армянском языке.
Подобное решение принято совместно министерством образования и науки и руководством этого телепроекта. Министр Араик Арутюнян объясняет подобное решение тем, что, поскольку на «Что? Где? Когда?» тратятся деньги и из госбюджета, эта игра должна вестись на государственном языке. Тем не менее, здесь всё не так однозначно.
Ещё несколько лет назад у руководства телепроекта возникла идея перейти на армяноязычную версию, в том числе. и из-за того, что за 10 лет его существования русскоязычная телеаудитория в Армении значительно сократилась. Не последнюю роль в этом сыграло то, что в вопросе распространения русского языка представленные в стране российские государственные структуры, мягко говоря, не особенно усердствуют. С подобной проблемой столкнулось и руководство армянской версии «Что? Где? Когда?»
Посольство России и представительство Федерального агентства «Россотрудничество» в Армении оказались удивительно инертными не только в отношении популярной телеигры. Подобная ситуация, по сути, сложилась в тех сферах российско-армянского сотрудничества, в которых существует культурная, образовательная и гуманитарная составляющие. Это выглядит тем более странным, что население Армении в большинстве своём Россию воспринимает пока ещё положительно, а его немалая часть является носителем русского языка.
Если оценить российское присутствие в Армении с точки зрения информационной и языковой составляющей, то на первый взгляд может показаться, что здесь нет особых проблем. В стране действуют два российских государственных вуза, ретранслируются основные российские телеканалы, многие жители Армении получают ежедневную информацию посредством российских СМИ, на армянских эфирных телеканалах и в кинотеатрах значительная часть фильмов идет на русском языке, он же в армянских школах является предметом, обязательным для изучения.
Параллельно с этим положительный имидж самой России не укрепляется. И проблема здесь не только в том, что в Армении уже многие годы весьма эффективно действуют сотни западных неправительственных организаций, получающих миллионы долларов на распространение соответствующих ценностей и взглядов, а также открыто проповедующих антироссийские взгляды. Проблема ещё и в том, что существующий в Армении огромный потенциал для приложения российской «мягкой силы» не «стыкуется» с конкретными действиями Москвы. Мероприятия, организуемые российским посольством и «Россотрудничеством», носят настолько формальный характер, а в пропагандистском плане топорны, что их эффективность практически равна нулю. Также неэффективна их работа с местными политическими силами, а также различными слоями общества. В частности, это касается молодёжи, которая особенно восприимчива к новым идеям и веяниям.
Складывается впечатление, что работающие в Армении российские дипломаты и чиновники находятся в плену конкретной иллюзии: если между Ереваном и Москвой существуют «многовековые дружеские отношения», а нынешняя российско-армянская военно-политическая составляющая пребывает на высоком уровне, то и не надо особо заботиться об улучшении имиджа России среди населения союзной страны.
Однако вопрос именно в том, что представления о той или иной стране основываются не только на общей истории и военной мощи. Если Москва желает иметь серьёзное влияние в Армении, она должна формировать общественное мнение. Во многих случаях именно оно может оказывать прямое воздействие на принятие властью конкретных, в том числе, политических решений. Есть примеры государств, в которых общественный сектор настолько силён, что не только диктует власти политическую повестку, но даже принимает активное участие в ее смене. Свидетелями подобного мы стали весной прошлого года в той же Армении, когда произошла «бархатная революция».
Получается, что за весь постсоветский период, имея, по сравнению с другими странами, огромную геополитическую, политическую, историческую и культурную фору, Москва так и не смогла сформировать во власти, бизнесе и неправительственном секторе союзной Армении эффективные пророссийски ориентированные лоббистские группы. Были лишь отдельные высокопоставленные представители власти и аффилированные с ней крупные предприниматели, которые занимались лоббированием в Москве своих бизнес-интересов, а также несколько одиозных пророссийских политических персонажей, которые имеют минимальные рейтинги.
Тем не менее, судя по всему, российские власти уже начали признавать сегодняшние реалии. В своём недавнем интервью «Комсомольской правде» министр иностранных дел Сергей Лавров обратил внимание на ресурс российской «мягкой силы» на пространстве бывшего Союза и, в частности, в Армении: «Я согласен с тем, что необходимо работать со всеми политическими силами… «Мягкая сила», как её ни назови… Работать нужно с обществом, работать нужно с гражданами, продвигать проекты, которые людям интересны».
Со своей стороны, Чрезвычайный и Полномочный посол РФ в Армении Сергей Копыркин на своей недавней встрече с армянскими журналистами прямо заявил: «Осуществляемых Россией в Армении мероприятий в рамках политики «мягкой силы» недостаточно». Он также сказал, что фактор «мягкой силы» следует реализовывать не только с официальными лицами, но и через контакты с представителями гражданского общества и СМИ. Один из армянских интернет-сайтов назвал пресс-конференцию посла «беспрецедентной по откровенности презентацией программы развития русского влияния в терминах «мягкой силы» от известного американского политолога Джозефа Ная».
Но самое интересное, что официальные структуры и общественность Армении особо и не заметили намерение Москвы по-новому взглянуть на отношения со своим закавказским союзником...

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте