Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Абхазия как полиэтническая и многоконфессиональная страна

Автор: Пресс-папье

Распад Советского Союза и последовавший за ним грузино-абхазский вооруженный конфликт сломали привычную модель взаимоотношений между национальными общинами Абхазии. Так как данный конфликт носит ярко-выраженный этнополитический характер, после окончания его военной фазы этническая композиция многонациональной Абхазии в значительной степени изменилась. Это произошло, в первую очередь, вследствие исхода из республики большей части грузинского населения. Если в 1989 году численность грузин в Абхазии составляла около 240 тысяч человек, то на сегодняшний день оно (в основном это мегрелы) проживает компактно только в Гальском районе, а его численность здесь составляет около 60 тысяч человек.
Кроме того, с территорий Абхазии, находившихся в период вооруженного конфликта под контролем грузинских войск, грузинские руководители отправляли на историческую родину представителей ряда этнических общин. Довольно многочисленная в прошлом греческая община Абхазии сократилась до нескольких тысяч человек, что связано с массовым и организованным переселением большинства абхазских греков в Грецию в период военных действий. Оно было проведено греческим правительством по личной инициативе Э. Шеварднадзе. Такая же судьба постигла евреев и эстонцев, которых на сегодняшний день в Абхазии осталось очень мало.
В период грузино-абхазского конфликта довольно значительная часть негрузинского населения выехала в Россию, опасаясь за свою безопасность. Но и после окончания вооруженного конфликта этот процесс продолжился под влиянием послевоенной разрухи и экономической блокады Абхазии. объявленной странами СНГ по просьбе Грузии. В результате тысячи русских, армян и многие абхазы вынуждены были стать экономическими мигрантами, чтобы выжить.
Однако, несмотря на столь серьезные этно-демографические изменения, Абхазия продолжает оставаться многонациональной страной. Согласно Конституции, принятой в 1994 году, «носителем суверенитета и единственным источником власти в Республике Абхазия является ее народ – граждане Республики Абхазия» (гл. 1, ст. 2). При этом, понятие «народ» лишено этнической окраски, и включает в себя всё многонациональное население. Глава 2 Конституции озаглавлена: «Права и свободы человека и гражданина», и в ней изложены основные принципы, лежащие в основе Всеобщей декларации прав человека. Кроме того, в статье 12 данной главы Конституции сказано: «Все равны перед законом и судом, независимо от расы, национальности, пола, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, идеологий и других обстоятельств». Помимо этого, в Конституции содержится указание на то, что государство гарантирует всем этническим группам, проживающим в Абхазии, право на свободное использование родного языка (гл. 1, ст. 6).
Справедливости ради следует отметить, что на сегодняшний день упомянутые выше положения Конституции носят декларативный характер, поскольку в Абхазии все еще не созданы правовая база и механизмы, необходимые для выработки и осуществления политики в сфере межэтнических отношений. В стране до сих пор отсутствуют институты, ответственные за практическое обеспечение соблюдения прав национальных меньшинств, что является совершенно необходимым.
Мировая практика свидетельствует о том, что межэтнические отношения – это весьма динамичная система, что особенно наглядно проявляется в периоды общественно-политической трансформации. После распада СССР многие его республик столкнулись с более или менее серьезными межэтническими трениями, а порой и вооруженными конфликтами.
Среди позитивных факторов можно назвать наличие в современной Абхазии, как абхазских, так и русских и армянских школ. В стране и за ее пределами довольно известен Русский драматический театр, переживающий в последние годы новый творческий подъем и рост популярности. Телевидение и радио в республике вещают, как на абхазском, так и на русском языке. Кроме изданий на абхазском, выходят газеты на русском и армянском языках.
Однако нельзя отрицать и некоторое отчуждение представителей неабхазского населения от происходящих в стране процессов, что выражается в низком уровне участия представителей национальных общин в политической жизни страны. Имеют место и проявления бытового национализма. Несмотря на это, представители власти считают, что в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в стране царит полная гармония.
Следует иметь в виду, что в Абхазии сложилась своеобразная ситуация, когда ни одна этническая община не составляет абсолютного большинства. Парадоксальность ситуации в том, что абхазы, не имеющие иной родины, кроме Абхазии и давшие стране ее имя, также не являются большинством, и их численность примерно равна численности армянской общины. Естественно, такое положение создает у малочисленного абхазского этноса острое чувство уязвимости, подогревая опасения за судьбу родного языка и сохранение своей этнокультурной идентичности.
Что касается русской общины Абхазии, то, поскольку в военный и послевоенный период многие ее представители, особенно молодежь, выехали в Россию, сейчас русская община состоит в основном из людей среднего и преклонного возраста. По данным переписи, численность русского населения составляет сейчас около 22 тысяч человек. При этом в стране существует 25 различных организаций российских соотечественников, между которыми порой существует противостояние. Неоднократные попытки консолидировать эти общественные организации и направить их совместные усилия на защиту интересов русской общины все еще не увенчались успехом, что является препятствием для появления на политической арене лидеров, способных активно включиться в происходящие в стране процессы и отстаивать интересы местных русских.
Исторически в Абхазии сложилось и конфессиональное многообразие – на протяжении последних столетий в стране мирно уживались православные христиане, армяне-григорианцы, эстонцы-лютеране, поляки-католики, а также мусульмане, последователи иудаизма и другие. Надо отметить, что все еще существуют абхазы - приверженцы традиционной абхазской религии, которую некоторые учёные-религиоведы относят к изначальному монотеизму, древнейшей религии человечества. Православные абхазы с глубочайшим уважением относятся к традиционным абхазским святыням.
Можно с уверенностью сказать, что дальнейшее становление абхазской государственности во многом зависит от того, удастся ли политической и интеллектуальной элите консолидировать различные этнические и религиозные группы в единую гражданскую нацию. Должно прийти осознание необходимости выработки такой стратегии внутреннего развития, которая обеспечивала бы эффективные механизмы сохранения и развития абхазского языка и культурной идентичности при одновременном обеспечении всех этнических общин институциональными возможностями для самовыражения и политического представительства. Для этого следует разработать оптимальную долгосрочную модель государственной национальной политики, которая будет основываться на реализации принципов, зафиксированных Конституцией Республики Абхазия. Надо осознать, что только политика, учитывающая этническое и конфессиональное многообразие Абхазии, может гарантировать устойчивое развитие страны и межэтническое согласие. Такая стратегия требует объединения усилий всех граждан, вне зависимости от национальности и политических предпочтений, а также их включения в экономическую, политическую и культурную жизнь страны.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте