Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

«Один пояс, один путь»: дивиденды Азербайджана

Автор: Пресс-папье

Азербайджан одним из первых откликнулся на китайскую инициативу «Один пояс, один путь», предлагающую новую модель международного сотрудничества и развития с помощью укрепления действующих региональных двусторонних и многосторонних форматов.
Эта идея, выдвинутая в 2013 году, в Баку сразу вызвала повышенный интерес. Уже в 2015 году, во время визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в КНР стороны подписали меморандум о взаимопонимания по совместному поощрению создания «Экономического пояса Шелкового пути», компонента мегапроекта «Один пояс, один путь», базирующегося на идее исторического торгового пути из Поднебесной в Европу. Правда, каждая из сторон вкладывает свой смысл в возрождение «Шелкового пути». Тем не менее, у Баку и Пекина есть совпадающие интересы.
Для КНР «Один пояс, один путь» – глобальная инициатива, позволяющая продвигать интересы Пекина на евразийском пространстве и далее – в направлении Европы и Африки – на основе принципов свободной торговли, инвестиций, реализации мегатранспортных и инфраструктурных проектов и, в конечном итоге, расширения политического влияния Китая. У Азербайджана амбиции поскромнее. Баку на протяжении двух десятилетий активно предлагает для грузоперевозок между Азией и Европой транспортный коридор через Южный Кавказ. Чисто географически, он является наиболее кратчайшим путем между Китаем и Западной Европой.
С середины нулевых годов Азербайджан приступил к практическим делам по реализации коридора TRACECA – Европа-Кавказ-Азия. Созданная инфраструктура в совокупности способна обеспечить ежегодно перевозку по азербайджанскому сегменту TRACECA около 25 млн. тонн грузов.
Однако построить инфраструктуру – это одно, надо еще обеспечить ее загрузку. В условиях жесткой конкуренции (Транссиб, коридор через Центральную Азию и Иран к Персидскому заливу, морской маршрут через океаны) привлечь грузы к азербайджанской вариации «Шелкового пути» – дело непростое. Поэтому инициирование Китаем проекта «Экономический пояс Шелкового пути» оказался для Азербайджана как нельзя кстати. В этом смысле, активная поддержка Баку мероприятий Пекина в рамках инициативы «Один пояс, один путь» вполне объяснима и закономерна.
Участие президента Азербайджана Ильхама Алиева на втором международном форуме «Один пояс, один путь» 26-27 апреля в Пекине подтвердило повышенный интерес Баку к данному международному формату. Более того, Алиев прибыл в КНР за два дня до начала этого международного мероприятия и провел встречи, как с политическим руководством Китая во главе с Си Цзиньпином, так и бизнес-элитой Поднебесной. В ходе переговоров были обозначены стремления сторон углублять партнерство. При этом предыдущие договоренности были оформлены в конкретные взаимовыгодные соглашения на 821 млн. долларов.
Для Баку важным результатом стал договор о транзите через территорию Азербайджана посредством Транскаспийского транспортного коридора 2,5 тыс. контейнеров в год. Конечно, это весьма скромные объемы, зато налажены регулярные перевозки с самой восточной точки «Шелкового пути».
Другой важной договоренностью для Азербайджана стал контракт по экспорту азербайджанских вин на китайский рынок. Это можно считать успешным шагом для Баку, прилагающего усилия для диверсификации своего экспорта и ослабления зависимости от продажи нефти.
Продвижению азербайджанского экспорта безусловно будет способствовать и создание Торгового дома Азербайджана в городе Чэнду, договоренность о котором стороны оформили в официальном меморандуме.
Китайская сторона также оказалась не внакладе, ее фирмы получили подряды на сотни миллионов долларов. В частности, подписаны контракты на строительство на территории Сумгаитского химико-промышленного парка завода по производству автомобильных шин, создание тепличного комплекса площадью 300 га в Кюрдямирском районе Азербайджана, сооружение агрологистических промышленных парков в Губинском, Гейчайском и Хачмазском районах на севере страны, где благодатные условия для развития сельского хозяйства.
Стороны также подписали соглашения по созданию азиатско-европейского телекоммуникационного коридора в рамках программы "Azerbaijan Digital HUB".
Китай планирует расширить свое присутствие в энергетическом секторе Азербайджана. Если до сих КНР был представлен в основном в добывающей отрасли, то сейчас китайские технологические фирмы будут помогать Азербайджану в развитии производства энергии из возобновляемых источников.
Помимо экономической выгоды, отношения между Азербайджаном и КНР имеют также политическую составляющую. Китай – постоянный член СБ ООН, и Азербайджану, имеющему такую сложную проблему, как Карабахский конфликт, очень важно иметь с Пекином дружеские отношения. При этом Китай, сталкивающийся проблемами религиозно-этнического сепаратизма, является последовательным приверженцем уважения принципа территориальной целостности при решении межнациональных и межгосударственных конфликтов. В отличие от Турции, Азербайджан отмежевывается даже от символической, моральной поддержки тюркоязычных уйгуров, жалующихся на притеснения со стороны китайских властей. Это обстоятельство тоже сближает Баку и Пекин.
Кроме того, нормальные, стабильные отношения с Китаем вписываются в общую стратегию внешней политики Азербайджана по поддержанию баланса между всеми мировыми центрами силы.
Для Азербайджана КНР также является потенциальным источником приобретения современных вооружений. В условиях отказа США и ЕС поставлять вооружения сторонам Карабахского конфликта, Китай является одним из немногих его продавцов, у которых Баку может приобретать оружие.
По мнению военного эксперта Рашада Сулейманова, для азербайджанской стороны интерес могут представлять китайские ракетные системы дальнего радиуса действия, противотанковые комплексы и системы радиоэлектронной борьбы, а также многоцелевые боевые самолеты JF-17 совместного производства Китая и Пакистана.
«Переговоры с Пакистаном о закупках этих самолетов, оснащенных китайскими радарами «ASEA» близятся к завершению», - отметил эксперт.
Таким образом, во внешнеполитической повестке Азербайджана Китай занимает одно из самых видных мест. Подписание на днях в Пекине новых контрактов на более чем 800 млн. долларов имеет не только торгово-экономическую основу, но и определенный политический подтекст.
Баку периодически совершает реверансы в сторону Китая, предоставляя выгодные преференции. Ранее Государственный нефтяной фонд Азербайджана инвестировал в ценные бумаги Центрального банка КНР около 400 млн. долларов. Причем, это произошло в то время, когда юань подвергся девальвации.
Пекину, безусловно, импонирует и то, что Азербайджан, в отличие от ряда других постсоветских стран, не занимает однозначно прозападную позицию и старается играть роль моста между Востоком и Западом.
Теплые отношения с Азербайджаном для КНР важны и с точки зрения демонстрации отсутствия у Поднебесной предубежденности к тюркам и мусульманам.
Таким образом, для Азербайджана поддержка инициативы «Один пояс, один путь» является беспроигрышным вариантом, как в экономическом, так и политическом и геополитическом контекстах. Баку может воспользоваться этой возможностью для более полной реализации своего транзитного потенциала. В то же время, он улучшает свои политические отношения с Китаем и Россией, поддерживая идеи евразийской интеграции. Действия Баку в этом направлении не создают проблем в отношениях с Западом, поскольку предлагаемый Азербайджаном транспортный коридор служит развитию глобальной торговли и коммуникаций.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте