Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Резолюция ОБСЕ и перспективы урегулирования грузино-абхазского конфликта

Автор: Пресс-папье

Неурегулированные конфликты на Южном Кавказе являются серьезным препятствием на пути развития этого геополитически значимого и весьма перспективного в экономическом отношении региона, а также продолжают оставаться угрозой региональной безопасности и стабильности. Следует иметь в виду, что безопасность на Южном Кавказе важна не только для стран этого региона и России, но и для ряда европейских стран. Принимая во внимание данное обстоятельство, логично было бы предположить, что европейские международные институты предпримут все возможные усилия для мирного урегулирования грузино-абхазского, грузино-осетинского и Карабахского конфликтов и будут играть роль политически-нейтральных медиаторов в процессе мирных переговоров.
В 1993 году, после окончания военной фазы грузино-абхазского конфликта абхазские политики надеялись, что международные организации выступят в качестве нейтральных посредников в грузино-абхазском урегулировании и приложат усилия к тому, чтобы Грузия извлекла уроки из ошибок прошлого и отказалась от своих реваншистских планов. Однако этим надеждам не суждено было сбыться. На самом деле, ООН, ОБСЕ и ЕС, вместо того чтобы всячески способствовать конструктивному диалогу между сторонами конфликта, заняли политически ангажированную и откровенно прогрузинскую позицию, не сочтя нужным принимать во внимание мнение, интересы и опасения абхазов и осетин относительно своего настоящего и будущего.
Тем не менее, следует отметить, что ООН и ОБСЕ использовали разные стратегии и тактики в своей посреднической деятельности по урегулированию грузино-абхазского конфликта, что, очевидно, продиктовано различной институциональной природой и целями этих двух организаций. Если позиция ООН постепенно эволюционировала от откровенно предвзятой в пользу Грузии к несколько более сбалансированной и нейтральной, то ОБСЕ так и не сумела проявить себя (по крайней мере, с точки зрения абхазов) как нейтральный и беспристрастный посредник.
Подтверждением сказанного является резолюция, принятая 7 июля с. г. Парламентской ассамблеей ОБСЕ, в которой говорится: «Парламентская ассамблея настоятельно призывает Российскую Федерацию соблюдать основополагающие нормы и принципы международного права и отменить свое незаконное решение о признании так называемой независимости оккупированных территорий Грузии».
Данная резолюция вызвала в Абхазии всплеск возмущения, причем, не только на официальном уровне, но и в рядах широкой общественности, воспринявшей это решение, как подтверждение весьма предвзятого и крайне необъективного подхода этой международной организации к грузино-абхазскому и грузино-осетинскому конфликтам. Ситуацию усугубило и то, что резолюция была подготовлена грузинским парламентарием Софией Кацарава.
В республиканском обществе особое недоумение вызывает тот факт, что ОБСЕ, как и ряд других европейских международных организаций, поддерживает тезис о том, что Абхазия и Южная Осетия являются территориями, оккупированными Россией. Как известно, автором тезиса об «оккупированных территориях» был М. Саакашвили, который в октябре 2008 года инициировал принятие в Грузии закона «Об оккупированных территориях». Такой подход в корне противоречит мнению народов Абхазии и Южной Осетии, пострадавших от грузинской агрессии и воспринимающих РФ как гаранта собственной безопасности. Очевидно, что принятие Грузией такого закона еще более отдалило перспективы мирного урегулирования обоих конфликтов.
Гражданские активисты Абхазии убеждены, что неготовность международных организаций объективно разобраться в истинных причинах и природе грузино-абхазского конфликта, а также их нежелание анализировать его последствия, отнюдь не способствуют установлению справедливого и устойчивого мира в регионе. То, что Грузия уже в течение многих лет отказывается подписать с Абхазией и Южной Осетией соглашение о неприменении силы, во многом предопределено безоговорочной поддержкой странами Запада позиции официального Тбилиси относительно «оккупированных территорий».
Такие действия Грузии, поддержанные европейскими организациями, нацелены не только на создание препятствий для развития Абхазии, но и призваны способствовать усилению её изоляции. Согласно упомянутому закону об оккупированных территориях, запрещены международное воздушное, морское и железнодорожное сообщение, а также международные перевозки автомобильным транспортом на территории Абхазии. Помимо этого, граждане иностранных государств и лица без гражданства фактически не имеют возможности легально следовать из/в Россию через Абхазию и Южную Осетию. И хотя в Абхазии этот закон реально не работает, поддержка международными организациями таких ограничений и нарушений основополагающих прав человека лишь усугубляет недоверие к противоположной стороне конфликта, а также к её союзникам и партнерам. К тому же, такие действия лишь усиливают в абхазском обществе ощущение несправедливости, игнорирования нужд и потребностей рядовых граждан Абхазии, что, в свою очередь, может создать предпосылки для усугубления конфликта.
То, что такая авторитетная международная организация, как ОБСЕ, призванная предпринимать усилия с целью укрепления мира и безопасности, а также способствовать сотрудничеству между странами, проявляет политизированный и несбалансированный подход к сторонам конфликта, подтверждает правоту тех, кто выражает недоверие к международным институтам, обвиняя их в неспособности проявлять непредвзятость в процессе урегулирования грузино-абхазского конфликта, а также адекватно реагировать на нужды и потребности абхазского общества.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте