Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Серьезных препятствий нет

Автор: Пресс-папье

Экономическое сотрудничество между Азербайджаном и Россией имеет тенденцию ускоренного развития. Причем, наращивается не только объем торговли, в последние годы реализуются крупные проекты в области производства и инфраструктуры. Более того, стороны начинают успешно взаимодействовать и на территории третьих стран. Наблюдатели прогнозируют углубление партнерства и в ближайшей перспективе, для чего существуют благоприятные условия. Для России Азербайджан – близкий сосед, предсказуемая и платежеспособная страна с перспективным рынком. Для Азербайджан РФ – крупный и важный партнер, имеющий весомое слово на международной арене, и обладающий крупным рынком сбыта и являющийся поставщиком высоких технологий и продукции их производства.
После спада в товарообороте в 2015-16 годах, вызванного ухудшением экономического положения субъектов бизнеса в связи с падением цен на нефть, в последние два года торгово-экономические отношения между двумя странами вновь развиваются с ускоренной динамикой. В первом квартале 2019 года товарооборот составил 561 млн долларов, что на 10 процентов больше аналогичного показателя прошлого года. Сальдо внешнеторговых операций для России сложилось положительным (262 млн долларов).
Однако Баку и Москва нацелены выйти за пределы обычной торговли. В последние годы стороны реализуют ряд крупных проектов в области совместного производства и обслуживания. Одним из направлений активного развития сотрудничества является автомобильная промышленность. В Азербайджане с участием капитала ПАО «АвтоВАЗ» действует совместное предприятие «Хазар-Лада» (сбыт и техническое обслуживание автомобилей «Lada».
ОАО «КамАЗ» в апреле 2015 года запустило на Гянджинском автомобильном заводе линию по сборке грузовиков, а сейчас рассматривается вопрос о расширении модельного ряда с прицелом на поставку продукции на рынки третьих стран.
В феврале этого года в Гаджикабульском районе (100 км от Баку) началось строительство азербайджано-российского завода по производству коммерческих автомобилей и транспортных средств специального назначения. Проект реализуется совместно с азербайджанской компанией «Азермаш» и российской «Группой ГАЗ».
С участием российской группы компаний «Р-Фарм» реализуется проект по созданию первого в Азербайджане фармацевтического комплекса. В окрестностях Баку строится современное предприятие с использованием передовых международных технологических решений с выпуском продукции по мировым стандартам с перспективой поставок на рынки третьих стран.
В Азербайджане решили использовать возможности вагоностроительной промышленности РФ для обновления железнодорожного парка страны. ОАО "Метровагонмаш" в 2019 году поставит поставил Бакинскому метрополитену шесть подвижных составов.
Особое место в развитии экономических связей между Россией и Азербайджаном занимает топливно-энергетический сектор. При этом ведущее место в этой сфере Азербайджана занимает компания «ЛукОЙЛ». Ей принадлежат 10 процентов долевого участия в крупнейшем газовом проекте «Шахдениз», углеводороды из которого уже в следующем году поступят на юг Европы через трубопровод TAP. Кроме того, «ЛУКОЙЛ» располагает собственной сетью АЗС (60 станций) и нефтебазой, обеспечивающей перевалку 120 тыс. тонн нефтепродуктов в год.
Другая российская компания «Роснефть» через свои дочерние компании и совместные предприятия участвует в четырех небольших проектах в Азербайджане по добыче нефти на суше. В последние годы сотрудничество в области ТЭК вышло на качественно новый уровень и охватывает такие направления как нефтепереработка, торговля нефтью, взаимное использование транспортной инфраструктуры. Та же «ЛУКОЙЛ» использует трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан для более быстрой поставки нефти трейдерам на побережье Средиземного моря.
Перспективным направлением взаимодействия может стать использование Россией инфраструктуры, созданной с участием Азербайджана для прокачки газа в Европу. Это связано с реализацией проекта «Турецкий поток». Он предусматривает доставку газа через Черное море в Турцию по двумя трубопроводным ниткам. Однако пока готовой инфраструктуры у границ Турции с ЕС нет для дальнейшей транспортировки российского газа в страны Южной Европы. И тут как нельзя кстати может оказаться трубопровод TAP, который строится для прокачки азербайджанского газа от западной границы Турции через Грецию, Албанию и Адриатическое море в Албанию. Азербайджан в обозримом будущем сможет заполнить этот газопровод едва наполовину, так что «Газпром» может использовать TAP для поставок газа в Грецию, Италию, Болгарию и с территории последней в Сербию. Это стало бы еще одной альтернативой прокачке российского газа в Европу в обход Украине.
Еще одним направлением двустороннего экономического сотрудничества являются поставки продукции ВПК России Азербайджану. В течение нескольких лет Азербайджан приобрел военную технику и вооружения на 5 млрд долларов. Однако в 2018 г. поставки по контракту уже завершились. В настоящее время стороны ведут переговоры над продолжением сотрудничества.
Азербайджан и Россия активно взаимодействуют и в реализации проектов международного значения. Одним из них является транспортный коридор Север-Юг, в котором задействован и Иран. Ускорению перевозок по этому коридору и проходу через пропускные пункты будет способствовать сооружение крупного моста через реку Самур, строительство которого уже находится на стадии завершения.
В Азербайджане рассчитывают также на увеличение потока туристов из России. В прошлом году Азербайджан посетили 800 тыс. россиян. Сегодня РФ занимает первое место по числу туристов, посещающих страну.
Тем не менее, несмотря на отсутствие в азербайджано-российских экономических неразрешимых проблем, между сторонами все же есть вопросы, вызывающие расхождения в подходах. Одной из таких сфер, к примеру, является военно-техническое сотрудничество. В частности, с завершением исполнения контракта о закупках Азербайджаном вооружений и военной техники у России на 5 млрд долларов, стороны пока не достигли новых конкретных договоренностей. Азербайджан уже перевооружил свою армию новыми обычными вооружениями. Сейчас Баку нуждается в закупках высокоточных видов оружия, позволяющих обеспечить очевидное военное превосходство над Арменией.
В Азербайджане были разочарованы передачей Москвой Еревану комплексов «Искандер», что фактически нивелировало преимущества Баку от ранее приобретенных у РФ и других стран ракетных систем. Чтобы нейтрализовать угрозы от ударов «искандерами» и надежно защитить свою стратегическую нефтяную инфраструктуру, Азербайджан мог бы быть заинтересован в покупке у России комплексов С-400. И вообще, Баку, наряду с поставками высокоточного оружия, необходимы и политические гарантии непрепятствования Кремлем его применению в «нужный момент». Москва же явно не готова обсуждать эти вопросы, так как не желает нарушать военный баланс между Арменией и Азербайджаном, что чревато возобновлением масштабной войны в регионе.

В энергетической сфере, несмотря на сотрудничество в перечисленных выше проектах, также существует столкновение интересов. Так, на протяжении последних нескольких лет через Баку-Тбилиси-Джейхан транспортировалась туркменская нефть, которая доставлялась на западный берег Каспия танкерами SOCAR. Однако туркменской стороне была предложена российская инфраструктура – Махачкалинский порт с последующей прокачкой и далее по нефтепроводу в Новороссийск. При этом официальным покупателем туркменской нефти выступил швейцарский трейдер Vitol, подписавший 4-летнее соглашение с Ашхабадом. Однако «тонким местом» этой сделки стало то, что, несмотря на наличие наземной инфраструктуры для дальнейшей прокачки нефти по территории РФ, не был проработан вопрос с танкерами для ее перевозки по Каспию. Когда было сделано предложение SOCAR зафрахтовать ее танкеры, азербайджанская Госнефтекомпания отказала в этом. Коммерческий интерес от перевозок был гораздо ниже упущенной выгоды по прокачке туркменской нефти по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, а это недополучение для транзита порядка 1,5 млн. тонн нефти в год.
В связи с отказом азербайджанской компании, для перевозки туркменской нефти были зафрахтованы российские танкеры на Каспии, которые физически устарели (они построены в начале 70-х годов) и создают угрозу для экологии моря.
Однако эти проблемы не являются критическими в отношениях между странами. Стороны вполне отдают себе отчет в том, что каждая из них имеет свои цели не только в экономике, но и в политике, которые должна стремиться достичь. Несмотря на наличие разночтений и даже претензий друг к другу в политике, РФ и Азербайджан в экономике сегодня сосредоточены на крупных логистических проектах, выстраивании цепочек добавленной стоимости, совместном развитии технологий.
На сегодняшний день объем российских инвестиций в Азербайджане уже достигает 2,5 млрд долларов, а азербайджанских в РФ – 1 млрд долларов. В Азербайджане действуют 700 компаний с участием российского бизнеса, в том числе 300 основаны только на капитале РФ. Россия занимает первое место в импорте Азербайджана. К примеру, в первом квартале 2019 года удельный вес России в общем объеме импорта составил почти 14 процентов. Создание в мае 2016 года Российско-Азербайджанского и Азербайджано-Российского деловых советов, открытие в прошлом году в Баку представительства АО «Российский экспортный центр» свидетельствуют о намерении и решимости сторон наращивать экономическое сотрудничество.
Серьезных препятствий для этого нет. Для развития экономических связей существуют благоприятный политический фон, высокий уровень доверительного диалога между лидерами двух стран, взаимные правовые гарантии бизнесу, благожелательная атмосфера в сфере гуманитарного сотрудничества.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте