Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Важный для Тбилиси проект на Черном море фактически заморожен

Автор: Пресс-папье

Власти Грузии объявили о намерении расторгнуть контракт на строительство глубоководного порта на Черноморском побережье страны. Обязательства по реализации данного проекта взял на себя в 2016 году «Консорциум развития Анаклия». О решении грузинского правительства начать процедуру приостановления заключенного с консорциумом инвестиционного соглашения сообщила на одном из недавних брифингов министр регионального развития и инфраструктуры Майя Цкитишвили.
Срок исполнения обязанностей, взятых перед государством консорциумом «Анаклия» (его создали грузинский TBC Holding и американская компания Conti International LLC), истек 31 декабря прошлого года. Терпение кабмина закончилось, когда в декабре, уже в седьмой раз подрядчик не смог предоставить правительству документацию, подтверждающую гарантии получения им нужных кредитов в банках.
Проект строительства глубоководного порта в Анаклии имеет для Грузии большое не только социально-экономическое, но и геополитическое значение. Планируемая глубина акватории порта – 16 метров, что позволит принимать контейнерные суда (TEU). Общий объем инвестиций в Анаклию составляет 2,5 миллиарда долларов. По идее, порт должен стать одним из ключевых пунктов на маршруте китайского Шёлкового пути.
Первые признаки проблем в реализации проекта появились, когда против председателя правления консорциума «Анаклия» Мамуки Хазарадзе и его заместителя Бадри Джапаридзе (владельцы крупнейшего в Грузии коммерческого банка TBC) Главная прокуратура Грузии возбудила уголовное дело, обвинив их отмывании денег. В ответ бизнесмены заявили, что всё это клевета, на самом деле, фактический правитель Грузии, миллиардер Бидзина Иванишвили таким образом старается «завалить» проект строительства порта в Анаклии. Банкиры были вынуждены покинуть правление консорциума, заявив, что идут в политику. Позже ими была основана политическая партия «Лело».
Проблему почувствовали и в Вашингтоне. В июне, во время визита премьер-министра Грузии Мамуки Бахтадзе в США, на состоявшемся после переговоров брифинге госсекретарь Майк Помпео выразил надежду на то, что реализация проекта порта в Анаклии не будет поставлена под угрозу, отметив, что «проект порта позволит избежать влияния России и Китая на экономику Грузии, поскольку у них нет добрых намерений».
В начале декабря министр инфраструктуры и регионального развития Грузии Майя Цкитишвили призвала «Консорциум развития Анаклия» признать, что он не может реализовать проект, так как у него нет возможности привлечь необходимые инвестиции.
«Пусть признают, что они не могут реализовать этот проект, чтобы государство могло перейти к следующему его этапу без каких-либо споров. Речь идет не только о привлечении новых инвесторов, речь идет об инвестициях в общую сумму в 600 миллионов долларов. К сожалению, консорциум не располагает такими ресурсами», - заявила г-жа министр.
Политическая оппозиция Грузии в существующих проблемах обвиняет правительство страны, а, конкретно, все того же Бидзину Иванишвили. По убеждению оппонентов властей, именно он всячески старается провалить проект строительства порта Анаклия, который был публично презентован ещё третьим президентом Грузии Михаилом Саакашвили (в то время порт и расположенный рядом с ним город назывались Лазика).
Более детально об интересах России говорит политолог Гия Хухашвили: «Москвой порт Анаклия рассматривается не только как экономический проект. Россия знает, что новые геостратегические интересы США и Запада исключают доминирование РФ в Черном море, и они пытаются восстановить там баланс. Тем не менее, они не имеют необходимой инфраструктуры для защиты побережья, несмотря на то что государства-члены НАТО также расположены в Чёрном море. Следовательно, укрепление военно-морских систем в Чёрном море имеет важное значение для безопасности НАТО, и глубоководный порт Анаклия можно стратегически рассматривать как постоянную базу или, по крайней мере, как трамплин. И это для России неприемлемо.
Есть и второй вопрос. Экономическая стратегия России направлена на то, чтобы стать монополистом связей между Востоком и Западом. Поэтому развитие южно-кавказского коридора не выгодно для Москвы».
Политолог Ираклий Гогава считает, что Анаклия может сыграть очень важную роль в экономическом развитии Грузии.
«Просто наши недруги, раздражая Россию, создают легенды о том, что там будут размещены американские военные корабли. На самом деле, это чисто коммерческий портовый проект. Напряженность в отношениях с Россией и, не дай Бог, еще одна война уничтожат (нашу) страну. Оставаться лицом к лицу с Россией опасно. Наше правительство должно начать диалог с правительством США, Демократической и Республиканской партиями, Москвой и Брюсселем одновременно», - считает И. Гогава.
Однако рассматривать порт в Анаклии как чисто экономический проект, учитывая повышенное к нему внимание со стороны США, в нынешних условиях нарастания военного противостояния в Черном море РФ и НАТО объективно сложно. В российском руководстве на этот проект смотрят с недоверием, что понятно – получить у себя под боком новую военно-морскую базу США с большими логистическими возможностями Москва, понятно, не хочет, и наверняка будет делать все, чтобы этот проект так и остался на бумаге. Тем более, с учетом нынешнего курса официального Тбилиси на сближение с Североатлантическим альянсом. Да и как еще один конкурент в вопросе коммуникаций между Китаем и Европой Грузия ей тоже не нужна, у России есть свои планы на этот счет. Кстати, у Турции тоже, что пока не так ощутимо для Грузии, но ее экспертами уже учитывается.
Ситуацию в подходах Москвы к подобным проектам Грузии наверняка бы могла изменить смена внешнеполитического курса Тбилиси и его отказ от упорного, но бесперспективного стремления в НАТО. Однако пока этот сценарий неактуален.
Но что РФ может сделать в ситуации, когда степень ее влияния на южного соседа минимальный и перспективы ее роста весьма призрачна? Как выразился тот же Гия Хухашвили, Москва «сегодня не всесильна». Возможно, но противиться проекту она будет, а вот какими средствами, это пока большой вопрос. Тбилиси здесь приходится надеяться на то, что политическими и экономическими, а не военными. То, что столь важный для страны морской проект, к тому же, лоббируемый весьма влиятельными в Грузии американцами, фактически заморожен «изнутри», уже о чем-то говорит…

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте