Россия - в национальных СМИ стран Содружества
Пресс-Папье


Rambler's Top100

 

Почему повышается цена на газ (24.01.2020)

Автор: Армен Манвелян

По всей вероятности, с 1 апреля нынешнего года повысится цена на импортируемый из России природный газ. Во всяком случае, уже сообщалось, что компания «Газпром-Армения» (дочернее общество компании «Газпром», обеспечивающее поставки и реализацию природного газа на внутреннем рынке Армении – ПП) обратится по этому вопросу в Комиссию по регулированию общественных услуг.
Наше издание уже отмечало, что нынешние тарифы на «голубое топливо» (речь идёт о внутреннем потреблении) действующие власти долго сохранять не могут. Следовательно, нужны решения, а подорожание становится неизбежным.
И вот уже официально подтверждается, что повышение цены на газ вероятно и для потребителей, с вытекающими отсюда последствиями. А они, мягко говоря, не очень хорошие. Подобная перспектива приведёт к цепной реакции – также подорожают электроэнергия, транспорт, товары первой необходимости и так далее.
Точно рассчитать все негативные последствия для нашей экономики довольно сложно. Однако очевидно, что государство, действительно, встанет перед проблемами, решения которых, во всяком случае, в условиях возможностей нынешних властей, нереальны. А это обусловлено не только отсутствием у них видения политического и экономического развития, но и неспособностью отличить главное от второстепенного.
Начнём с того, что в вопросе образования цены на газ очень большую роль играют политические факторы. Поэтому повышение газовых тарифов для Армении на 15 долларов (со 150 до 165 долларов за 1 тысячу кубометров – ПП) с 1 января 2019 года уже подсказывало, что во взаимоотношениях с Россией у нас есть проблемы. Они начались не только после ареста экс-генерального секретаря ОДКБ генерала Юрия Хачатурова, но и с неспособностью соблюдать договорённости именно в энергетической сфере.
Напомним, что до 2018 года у Армении был договор с Россией о цене на газ, согласно которому мы должны были платить на границе 150 долларов за тысячу кубометров. В то же время существовала также договоренность между тогдашними премьер-министрами Кареном Карапетяном и Дмитрием Медведевым о предоставлении нам скидки еще на 15 долларов. В итоге, на самом деле, Армения платила 135 долларов.
Цель подобной договорённости – способствовать развитию тепличных хозяйств в Армении. А конкретнее, начать широкомасштабное строительство теплиц, чтобы Армения смогла экспортировать в Россию большое количество помидоров, тем самым создавая конкуренцию Турции. Напомним, что правительство продавало газ теплицам по цене 100 долларов за тысячу кубометров.
Подобная конкуренция была возможна, если бы Армения смогла довести тепличные хозяйства до промышленных масштабов. Речь шла о строительстве теплиц, как минимум, на 100 тысячах гектарах. Реализация подобной масштабной программы могла бы вывести Армению в число ведущих стран региона в сфере сельского хозяйства и создать реальную конкуренцию Турции. Для конкуренции на российском рынке у Армении было еще одно преимущество – членство страны в Евразийском экономическом союзе, которое освобождало её сельскохозяйственную продукцию от таможенных пошлин.
Таким образом, для реализации программы нужны были дешевый газ, который обеспечивала Россия, большие мощности для тепличных хозяйств (финансы уже были), а также огромный рынок сбыта, который обеспечивал ЕАЭС.
Для пессимистично настроенных в отношении подобных программ скажу, что в десятку крупнейших экспортеров сельхозпродукции в мире входят Голландия (второе место, уступает только США), общая площадь которой составляет 42 тыс. кв. км, то есть территории Армении и Карабаха вместе взятые, и Израиль, который меньше, чем Армения.
Упомянутая программа «успешно» провалилась вследствие известной «революции», когда пришедшие к власти дилетанты, вместо того чтобы продолжить начавшийся процесс и наслаждаться его результатами, начали «крестовый поход» против «Газпром-Армении». А причиной всего этого стала некая комиссия при премьер-министре, которая, занимаясь вопросом ценообразования на газ и электроэнергию, с ложной уверенностью заявляла, что якобы в течение месяца можно снизить цены на эти энергоносители.
Обнаружив «отсутствие» 15 долларов в газовом договоре между Арменией и Россией, она смело заявила, что обнаружила также какие-то коррупционные схемы и обвинила в этом не только прежнее руководство Армении, но и «Газпром». Речь шла о 30 млн. долларах. После этого «открытия» компания «Газпром-Армения» оказалась под пристальным контролем Комитета государственных доходов, против нее были возбуждены уголовные дела, начались периодические проверки и т.д.
Эта тема стала также предметом межгосударственного обсуждения на встрече Пашиняна и Путина. Очевидно, что российской стороне всё это не понравилось, и она заявила о повышении цены на газ (для Армении – ПП), что и произошло с 1 января 2019 года.
Тарифы на газ де-юре повысились на 15 долларов, и только узкоспециализированные круги узнали, что реальное повышение составило 30 долларов. Понятно, что процесс строительства тепличных хозяйств остановился. Этому «способствовал» и временный арест директора известной компании «Спайка» (занимается экспортом и продажей фруктов и овощей из Армении в Россию, страны СНГ и Европу - ПП) и т.д.
Напомним, что одним из основных инициаторов строительства теплиц была именно «Спайка». В результате, Армения потеряла огромные инвестиции, которые должны были появиться в стране и способствовать развитию сельского хозяйства.
В дальнейшем потери еще больше увеличились, когда по требованию «бархатного» правительства «Газпром-Армения» не обратилась в соответствующую Комиссию по вопросу повышения цен на внутреннем рынке, а вместо этого фактически прекратила выполнять свои инвестиционные обязательства. Однако было ясно, что сдерживание повышения цен на газ не может длиться вечно, и рано или поздно фактический представитель российской газовой компании в Армении обратится по поводу повышения цены, а у властей не будет повода для отказа.
Переговоры между Арменией и Россией, длившиеся около года фактически провалились. Сохранить стабильную внутреннюю и даже внешнюю цену уже невозможно. И одной из причин подобного положения является то, что в Армении было ликвидировано министерство энергетики, а специализированного государственного ведомства, занимающегося этой политикой, уже нет.
Какие шаги предпримут власти для выхода из сложившейся ситуации, трудно предугадать. Тем более, что по непонятным причинам в «остатках» министерства энергетики, присоединившихся к министерству территориального управления, мало специалистов, а большая часть кадров ушла.
Мы стоим перед новым вызовом, для преодоления которого, если, конечно, это возможно, потребуются большие усилия.

Новости | О проекте | Контакты
Сайт изготовлен в студии ProDesign.
Информация о сайте